22.12.2005

PwC вынесла приговор автомобильному рынку



АЛАН ХУРУМОВ

В России стало заметно больше дешевых иномарок: средний импортируемый автомобиль подешевел, как и иномарки российской сборки, в то время как цена на машины традиционно российских брэндов существенно выросла. При этом, несмотря на запуск в России сразу нескольких заводов по сборке иномарок, доля произведенных в стране машин в общей структуре авторынка не изменилась. Такие выводы содержатся в ежегодном докладе "Итоги российского автомобильного рынка", представленном вчера консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers. Если исходить из этих данных, очевидно, что российский автопром развивается совсем не в том направлении, в котором хотели бы власти.
Впрочем, выводы PwC разделяют далеко не все эксперты.
По данным PwC, в 2005 году импортированный в Россию автомобиль оказался в среднем на 7% дешевле, чем год назад. Действительно, рост импорта автомобилей в штуках составил 46%, а в стоимостном выражении (в долларах США) - лишь 36%. Эксперты объясняют это ужесточившейся конкуренцией на рынке в связи с усилением позиций местных сборочных производств. "Импортеры вынуждены конкурировать с собираемыми в России иномарками, которые ощутимо дешевле. Поэтому им приходится ввозить иномарки более дешевой комплектации",- говорит эксперт ИК "Финам" Владислав Кочетков. Впрочем, есть и другая точка зрения. По мнению управляющего директора инвестиционной компании AG Capital Александра Агибалова, выводы PwC скорее свидетельствуют о том, что в России продолжает расти спрос на машины классов В и С- при относительном снижении спроса на более дорогие модели. "Средняя цена ввозимых автомобилей и дальше будет уменьшаться",- прогнозирует эксперт.
Рост рынка иномарок российского производства в нынешнем году составил 15% по сравнению с 2004 годом, говорится в докладе. При этом иностранные автоконцерны, имеющие в России сборочные производства, удерживают цену на продукцию на уровне прошлого года, утверждает партнер PwC Стенли Рут. Так, по его данным, средняя российская иномарка стала дороже лишь на 1%. "Если принять во внимание 11% инфляции, они фактически работают себе в убыток",- считает Владислав Кочетков, назвавший маркетинговую политику иностранных производителей в России "стратегически правильным демпингом".
Директор по финансовому консалтингу и корпоративным финансам БДО "Юникон" Наталья Одинцова согласна, что иностранные автопроизводители "столбят" российский рынок, искусственно сдерживая рост цен.
И только Александр Агибалов опять сомневается в справедливости выкладок PwC. "На собираемые в России иномарки стоимость не снижается,- утверждает он.- Наоборот, ТагАЗ в 2005 году поднимал цены на свою продукцию". По его словам, Ford Motor Company действительно не увеличил цену на Focus второго поколения в минимальной комплектации, но в наиболее покупаемой в России средней комплектации цена автомобиля колеблется в районе $15 тыс. и вполне соответствует стоимости импортных машин класса С, таких, например, как Mitsubishi Lancer.
"Кроме того, Ford снизил цену на Focus II за счет снижения мощности двигателя",- подчеркивает эксперт.
Единственный вывод PwC, который не подвергают сомнению другие аналитики,- рост цен на традиционные российские автомобили, который составил 11% в год. "Заводам нужны средства на модернизацию, поэтому они не могут не поднимать цены хотя бы соразмерно инфляции,- говорит Кочетков.- Но эффект получается противоположный: они теряют долю рынка".


Деловая газета "Бизнес"