23.12.2005

"Русская косметика" сменила собственника



СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Как стало известно "Бизнесу", компания "Красная линия", производитель одноименной косметики, недавно приобрела ООО "Компания "Русская косметика"", специализирующуюся на производстве профессиональной косметики. Сделка позволит компании выйти на новый для нее рынок косметики для салонов. А это, по мнению экспертов, для "Красной линии" имеет стратегическое значение: они прогнозируют сокращение доли отечественных косметических марок на розничном рынке.
По данным источника "Бизнеса", знакомого с ходом переговоров, сделка была закрыта в ноябре. "Красной линии" отошли все 100% долей ООО "Компания "Русская косметика"", принадлежавшие его основателю и гендиректору Татьяне Пучковой и ее партнерам.
Согласно официальному сайту "Русской косметики", компании принадлежит производство в районе станции метро "Войковская" и лаборатория в химико-технологическом университете им. Менделеева. Собеседник "Бизнеса" говорит, что по договоренности между сторонами Татьяна Пучкова по-прежнему останется в компании в качестве консультанта.
Участники сделки вчера отказались от комментариев. Татьяна Пучкова подтвердила, что продала компанию "Красной линии", но раскрыть детали отказалась, сославшись на то, что совместное заявление с "Красной линией" запланировано на следующую неделю. В самой "Красной линии" отказались от комментариев. По оценкам аналитика ИК "Финам" Владислава Кочеткова, сумма сделки могла составить около $300-700 тыс.
Для "Красной линии" это первый случай покупки действующего производителя. Аналитики рынка считают, что собственная марка косметики не исчерпала ресурсов роста. По данным руководителя проектов по исследованию рынка косметики компании "Комкон-Фарма" Александра Фридмана, в третьем квартале 2005 года в категории "гели для душа" "Красная линия" занимала девятое место (ею пользовались 12% респондентов, а знали - 38%), в категории "средства по уходу за кожей" - 16 место (10,5% и 31% соответственно).
"Резерв для роста у марки есть - сейчас ее знание потребителями находится на уровне 30-35%, а если марку будут продвигать, то знание вырастет, продажи тоже",- говорит он.
Но участники рынкасчитают шаг "Красной линии" закономерным. Ряд экспертов прогнозирует, что в ближайшие два-три года крупные отечественные производители ("Калина", "Невская косметика", "Новая заря", "Арнест", Faberlic и др.) будут активно скупать мелких производителей. "Сейчас многие лидеры рынка заинтересованы в расширении своего портфеля брэндов, а мелкие готовы продаться тем, кто сможет обеспечить их маркам хорошую дистрибуцию,- говорит вице-президент компании "Старая крепость" Анна Дычева-Смирнова.- Например, принадлежащая "Русской косметике" марка "Бабушкина аптека" с дистрибуцией "Красной линии" может стать очень успешным брэндом.
Это натуральная косметика, которую в России всегда активно покупают".
После покупки "Красная линия" не только получает новые марки, но и выходит на принципиально новый рынок. "Русская косметика" специализировалась на продуктах для недорогих салонов красоты (продукция "Красной линии" продавалась только через розничные сети). Как считают участники рынка, этот сегмент может привлекать "Красную линию" и тем, что здесь по сравнению с рынком масс-маркет конкуренция невелика. В сегменте профессиональной косметики для недорогих салонов красоты работает всего четыре-пять небольших отечественных производителей. ""Красная линия" может начать продвигать свою марку через клиентскую базу "Русской косметики", а может и использовать ее технологические ноу-хау в своем производстве. В любом случае, покупка для нее крайне выгодна",- говорит Владислав Кочетков.
Правда, гендиректор косметической сети "Ол!Гуд" Марина Каменская считает, что сделка интересна "Красной линии" по другой причине: "У отечественных компаний, производящих недорогую косметику (50-90 руб. за единицу) довольно незавидное будущее.
Спрос на дешевые отечественные марки вырос после кризиса 1998 года, но в последние годы растет спрос на более дорогие глобальные брэнды. Поэтому ближайшая перспектива для небольших российских компаний - либо продаться иностранцам, либо перейти на выпуск private label для других производителей или розничных сетей. В свете этого рынок профессиональной косметики для них куда более стабильный и предсказуемый".



Деловая газета "Бизнес"