25.01.2006

Дым без огня. Государство подбирается к КАМАЗу



АЛАН ХУРУМОВ

Вчера агентство "Интерфакс" сообщило, что "Рособоронэкспорт" (РОЭ) проявляет интерес к покупке госпакета акций КамАЗа. В конце прошлого года эта компания пришла к управлению другим крупнейшим российским автозаводом - АвтоВАЗ. Эксперты видят в происходящем элемент госрегулирования отрасли: государство и сейчас контролирует крупнейшего производителя грузовиков, но по логике чиновников только приход на автомобилестроительные предприятия государственных менеджеров может спасти российский автопром.

Продажа пакета акций КамАЗа в 34,01% предусмотрена планом приватизации на 2006 год. Госчиновники ранее неоднократно заявляли, что пакет может быть как продан на аукционе в России, так и размещен на Лондонской фондовой бирже.

Аннулированное поздно вечером сообщение "Интерфакса" только укрепило некоторых аналитиков в опасениях, что КамАЗ может разделить судьбу АвтоВАЗа и перейти под контроль РОЭ. "Мы действительно заинтересованы в приобретении этого пакета и намерены принять участие в аукционе, если он состоится",- заявили в "Рособоронэкспорте".

Представители ФГУП объясняют заинтересованность давними партнерскими отношениями с КамАЗом. "Мы продуктивно сотрудничаем с КамАЗом на внешнем рынке- через нас проходит 30% всего экспорта предприятия. Кроме того, гендиректор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов входит в совет директоров завода",- отметил представитель РОЭ.

В самом агентстве по управлению федеральным имуществом заявление "Интерфакса" комментировать не стали, отметив лишь, что никаких указаний по этому поводу чиновники не получали.

На КамАЗе также отказались от комментариев. Ранее гендиректор предприятия Сергей Когогин отмечал, что КамАЗ, вероятно, столкнулся с несогласованностью действий чиновников разных ведомств.

"Даже в Минпромэнерго не понимали, что делают их коллеги из Росимущества. Задача данного агентства - продавать госпакеты акций, где только это возможно, и увеличивать таким образом доходы в бюджет",- говорил Когогин. Он также отметил, что КамАЗ внесен в список стратегических предприятий России, которые не подлежат приватизации без отдельного решения правительства. Впрочем, по мнению аналитиков, это не является препятствием для приватизации. По словам директора по аналитике ГК "Регион" Анатолия Ходоровского, исключить предприятие из списка не столь сложно - соответствующие прецеденты уже бывали.

Опасения представителей КамАЗа вполне объяснимы: как показывает практика, получив контроль над активом, "Рособоронэкспорт" не всегда сохраняет прежний менеджмент. При этом команда КамАЗа заинтересована в сохранении контроля над предприятием. Сейчас менеджмент через компанию "Камаз-капитал" контролирует примерно 30% акций компании. 40% ценных бумаг находится в собственности Татарстана. Поэтому, даже объединив акции, менеджеры компании и местные власти не наберут 75% для полного контроля над предприятием. "Не исключено, что менеджмент и региональные власти пытаются консолидировать большой пакет акций",- предполагает аналитик ИФК "Метрополь" Александр Жуков. По его словам, на прошлой неделе акции КамАЗа подскочили на 60%.

"Возможно, это связано со скупкой акций предприятия менеджментом и региональной администрацией",- размышляет эксперт.

Аналитики разошлись в оценках. "Приватизация госпакета необходима для получения полного контроля над предприятием",- сообщил "Бизнесу" эксперт, пожелавший остаться неназванным. По его словам, происходящее - это продолжение "полномасштабного наступления РОЭ на предприятия российского машиностроения". "Государство и так контролирует КамАЗ,- возражает Александр Жуков.- Внешторгбанк является номинальным держателем 7,8% акций предприятия и контролирует 17,2% как непосредственный инвестор. Если прибавить к этому 34,01% госпакета, получается контроль". "Даже если пакет купит "Рособоронэкспорт", формально ничего не изменится, кроме того, предприятие будет находиться под контролем не государственных чиновников, а "государственных" менеджеров",- соглашается Анатолий Ходоровский.

Макроэкономисты убеждены, что происходящее- часть хорошо спланированной государственной акции по спасению российского автопрома.

"На фоне укрепления рубля нагрузка на российский автопром станем только возрастать. Отечественные автомобили, если они будут поставляться на экспорт, проиграют конкурентам по соотношению цена-качество. Без господдержки наш автопром не выживет",- убежден аналитик ИК "Проспект" Игорь Лавущенко.

Деловая газета "Бизнес"