09.03.2006

Надувная конструкция. Поставщик "Газпрома" выкупил долг России перед Noga



Александр Коган
Минфину России удалось завершить тянущуюся уже много лет историю с претензиями владельца фирмы Noga Нессима Гаона по долгам на поставку продовольствия. Долги Noga в размере $70 млн банкам BNP Paribas и Credit Lyonnais выкупил американский предприниматель Александр Коган, поставляющий МЧС и "Газпрому" надувные ангары и рассчитывающий в сотрудничестве с "Единой Россией" и МЧС построить в РФ сотни мобильных спорткомплексов. Господин Коган не скрывает, что выкуп долгов профинансирован российскими банками, а сам он координирует свою работу с Минфином России.

Первым о продаже долгов России Нессиму Гаону сообщило французское издание Russia Intelligence еще 5 марта 2006 года. По информации издания, французские банки BNP Paribas, Credit Lyonnais и швейцарский Banque Cantonal de Geneve продали долги РФ господину Гаону экс-владельцу Промстройбанка Санкт-Петербурга Владимиру Когану, нынешнему заместителю главы Росстроя РФ. Сам Владимир Коган в резких выражениях опроверг информацию, но, впрочем, заявил, что, по его информации, долг действительно продан, но "московскому банкиру" Игорю Когану. Глава Оргрэсбанка Игорь Коган, в свою очередь, заявил, что долг не покупал, "хотя и был бы рад", и на других Коганов указывать не стал. Наконец, во вторник сам Нессим Гаон опроверг информацию Russia Intelligence, заявив, что речь идет не о Владимире Когане, а о некоем "Алексе Когане, предпринимателе из России, живущем в США", а вот долг действительно продан.

Ъ удалось разыскать покупателя долгов России Noga. Как заявил Ъ владелец компании International Procurement Group Inc (IPG, Сент-Луис, штат Миссури) Александр Дж. Коган, долг в размере $70 млн приобрела его компания. По его словам, первое предложение о продаже долга он направил в Noga в 2001 году ("но господин Гаон тогда выдвинул неприемлемые условия"), а нынешняя сделка по покупке была готова еще полтора года назад, но "нам пришлось улучшать ее условия". "Если бы Noga вела себя добродушнее,–добавил Александр Коган,– Россия выполнила бы свои обязательства перед ней". По его словам, господин Гаон оценивал долги России перед ним в $1 млрд, а "реально их было $85 млн".

Александр Коган, впрочем, выкупал долги не столько по своей инициативе; он заявил Ъ, что занимался сделкой в тесном контакте с Минфином России, с которым ранее работал над урегулированием спора по долгу России перед японским инвестбанком Nomura, а его компания IPG Investment "решила проблему между правительством РФ и Bank of America в 1999 году, связанную с финансовыми обязательствами России после дефолта 1998 года". Александр Коган отказался назвать сумму, за которую он выкупил у Нессима Гаона долг, однако уточнил, что IPG кредитовали "российские банки" (по данным Ъ, основную сумму средств внес Внешторгбанк), а под кредит компания заложила "собственный бизнес в России".

Бизнес господина Когана в России ведется в тесном контакте с крупнейшими российскими чиновниками и компаниями, хотя он невелик и экзотичен. По данным Ъ, Александр Коган также является совладельцем компаний ISD и ASATI, имеющих в России дочернюю компанию – ООО "Аэросооружения Американские технологии и инвестиции" (АСАТИ). Основной бизнес АСАТИ – строительство "воздушных сооружений" – зданий с надувной кровлей для складских помещений, спорткомплексов, военных объектов. В России в 2005 году АСАТИ выполнила три заказа: комплекс на Бованенковском месторождении на Ямале для "Газпрома" и два учебно-тренировочных центра – в подмосковном Новогорске и в Иркутской области – для Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Отметим, что главными пропагандистами идей "воздушных сооружений" в России являются глава "Единой России" Борис Грызлов и руководитель МЧС Сергей Шойгу. Ранее они неоднократно презентовали программу строительства нескольких сотен "надувных" спорткомплексов на территории России.

Судя по всему, Александр Коган и АСАТИ участием в решении одной из главных проблем России в международных судах, претензий Noga, надолго обеспечат себе заказы на "воздушные замки". Нессим Гаон уже заявил, что, хотя выкупленный долг является "ничтожной частью" его претензий к России (по данным Ъ, Noga сейчас весьма близка к выигрышу дела к России в одном из судов Швейцарии на $800 млн), он больше не намерен судиться с Россией: "Это слишком большая страна".

В то же время, по словам Александра Когана, сделка с Noga "еще не закрыта". Правда, на этой неделе адвокаты лондонского филиала американской юридической компании Cleary Gottlieb Steen & Hamilton направили в офис Noga официальное предупреждение о запрете на арест российского имущества за рубежом в связи с тем, что сделка с господином Коганом близка к завершению. Адвокат компании Дейвид Сейбл, впрочем, отказался комментировать Ъ ход этого дела.

Российская сторона пока не дает никаких комментариев происходящего. Юристы, которые, по данным Ъ, представляли интересы Минфина в тяжбах с Noga, вчера отказались комментировать ситуацию; собеседник Ъ лишь эмоционально поинтересовался у Ъ: "Как вам удалось его (Александра Когана.– Ъ) найти?!"

По данным Ъ, сделка с господином Гаоном должна быть закрыта в течение двух-трех недель, после чего Александр Коган, уже строящий завод "надувных сооружений" в Обнинске, рассчитывает реструктурировать долг и продать его России. "У меня нет сомнений в том, что Минфин и ВЭБ заплатят",– заявил господин Коган Ъ.


ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН; ДМИТРИЙ Ъ-СИДОРОВ, Вашингтон; НАТАЛИЯ Ъ-ГЕВОРКЯН, Париж



КоммерсантЪ