20.03.2006

Машина в кредит от производителя. Западные автомобильные концерны начинают развивать программы кредитования в России



Татьяна Бочкарева

Крупнейшие мировые производители давно научились зарабатывать не только на создании машин, но и на предоставлении займов на их покупку. На кредиты автоконцернов покупается каждый третий произведенный ими автомобиль. В России особые условия кредитования пока предлагают только Ford и Audi, но в ближайшие месяцы к ним присоединится Renault.

Производители-финансисты

У всех ведущих автомобилестроительных концернов мира есть собственные финансовые подразделения, которые выдают кредиты на покупку машин — как частным лицам, так и дилерам. Все они работают на рынке уже не одно десятилетие, причем зачастую занимаются не только автокредитованием, но и другими банковскими операциями.

Крупнейший автопроизводитель — General Motors — владеет и самым большим финансовым подразделением в автомире. General Motors Acceptance Corp (GMAC) была основана еще в 1919 г., через 24 года после учреждения самого концерна. Помимо автокредитования, компания занимается потребительским и ипотечным кредитованием, страхованием и перестрахованием. Штат GMAC — 33 700 человек — всего в 1,5 раза меньше, чем у крупнейших инвестбанков, например Merrill Lynch и Morgan Stanley. GMAC работает в 41 стране, сеть компании насчитывает 700 офисов. С момента своего основания финансовое подразделение GM предоставило кредиты на сумму свыше $1 трлн на покупку 150 млн автомобилей, его активы составляют почти $300 млрд.

У американских конкурентов GM финансовый бизнес гораздо моложе. Ford Motor Credit начал работу в 1959 г. и за неполные 50 лет выдал 50 млн автокредитов. Активы этой компании почти вдвое меньше, чем у GMAC, и составляют $162 млрд. В 2005 г. на предоставлении финансирования Ford Motor Credit заработал $14,05 млрд, объем выданных кредитов достиг почти $110 млрд. Финансовое подразделение Ford представлено в 37 странах, в его штат входит 14 000 человек.

DaimlerChrysler Financial Services работает в 39 странах, но ее штат немного меньше, чем у Ford Motor Credit, — 11 000 человек. В портфеле DaimlerChrysler Financial Services 6,4 млн контрактов на финансирование и лизинг. На конец 2005 г. их объем составил 117,7 млрд евро, в том числе контрактов, заключенных в прошлом году, — на 48,2 млрд евро. Важнейшим рынком для DaimlerChrysler Financial Services традиционно является Северная и Южная Америка — на него приходится 73% от общего объема контрактов. Но главные перспективы роста DaimlerChrysler Financial Services связывает с Центральной и Восточной Европой — Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией и Словенией. В этих странах компания работает уже несколько лет, но в России она пока не представлена.

Финансовые “дочки” европейских автоконцернов и моложе, и меньше американской тройки. Renault Credit International Banque (RCI Banque) был учрежден в 1974 г. Он предоставляет кредиты на покупку Renault и Nissan (около 45% акций которой принадлежит Renault). Банк представлен в 21 стране (главным образом в Западной и Центральной Европе), в 2005 г. 70% кредитов выдал за пределами Франции, в том числе 10% — за пределами Западной Европы. Штат RCI Banque составляет 3200 человек. За 2005 г. банк заключил с покупателями автомобилей более 1 млн новых контрактов на 10,5 млрд евро, и на конец года объем выданных кредитов составил 23,4 млрд евро. В нашей стране представительства RCI Banque пока нет, но в февральском отчете банка говорится, что он планирует открыть отделения в России, Колумбии и Южной Корее. Как сообщили “Ведомостям” в российском представительстве автоконцерна, уже в первом полугодии 2006 г. Renault объявит о единой кредитной программе в России.




Ведомости