21.03.2006

Торговые марки регионам не нужны



Константин ААНТОНОВ Кемерово,
Полина КИСЕЛЕВА Нижний Новгород,
Сергей ЖДАКАЕВ Тула

В русском языке есть еще немало словосочетаний, которые могли бы стать удачными региональными брендами. Однако, как выяснили "Известия", реализовать это мешают либо конфликты бизнеса с местными администрациями, либо несовершенство действующего законодательства.

Тульский пряник как инструмент большой политики

Тула - самый богатый на региональные бренды город России. Тульский пряник, тульский самовар и тульское оружие - наиболее яркие примеры российской торговой символики. А тульский пряник, чье 320-летие отметили здесь в прошлом году, - не просто лакомство, это инструмент большой политики. Сторож-охранник пряничного цеха местной кондитерской фабрики "Старая Тула" Владимир Фатеев не сомневается: именно пряник, подаренный Владимиру Путину в Тульском конструкторском бюро приборостроения (КБП), стал причиной назначения главного инженера этого знаменитого оружейного предприятия Вячеслава Дудки на пост тульского губернатора.

- По нашим экспонатам можно изучать историю России, - говорит директор музея "Тульский пряник" Надежда Трачук. - В 1896 году, например, тульские власти подарили пряник Николаю Второму по случаю его коронации. Еще раньше испекли гостинцы для Екатерины Второй, которые везли в Питер на четырех подводах. В советские и постсоветские времена фирменные пудовые пряники дарились практически всем руководителям государства.

Старинная рецептура пряника была запатентована кондитерским объединением "Ясная Поляна", которое унаследовало производство дореволюционного производителя "Сериков и компания". Затем объединение распалось на два предприятия: ОАО "Лакомка" и ОАО "Ясная Поляна". Оба являются равноправными держателями патента, но региональная администрация никакого отношения к этим торговым маркам не имеет.

Кроме пряников Тула вошла в поговорку как "кузница оружия" и "самоварная столица" России. Однако самоварное производство, в отличие от пряничного, "на глазах умирает", с горечью поведал "Известиям" замначальника самоварного цеха завода "Штамп" Виктор Синицин: "В советские времена мы делали 5 тыс. самоваров в день. Сейчас - 100 штук в месяц. Нас все забросили: ни центральной, ни областной власти мы не нужны. Хотя спрос на самовары всегда был и есть".

Велик спрос и на тульское оружие. Тула стала превращаться в оружейную столицу во времена Петра Первого. Во время своих Азовских походов он ежегодно заказывает тульским оружейникам до 2 тыс. фузей. Одним из основных поставщиков оружия становится мастеровой Никита Демидович Антуфьев, известный ныне как Никита Демидов. В 1702 году Петр пожаловал ему Верхотурские заводы на Урале, куда Демидов и переманил многих тульских мастеров. Тем временем в Туле был построен оружейный двор, который обеспечил оружием нашу армию в битве под Полтавой. А чуть позже Петр подписал указ о строительстве первого в России казенного оружейного завода. Этот документ и определил судьбу города на много веков вперед. Правда, сегодня в Туле производят уже не фузеи и гаубицы, а скорострельные пулеметы и реактивные системы залпового огня.

Дальнейшая судьба прославленных тульских марок целиком находится в руках производителей. Рассчитывать на поддержку региональных властей, дал понять "Известиям" директор департамента экономразвития обладминистрации Владимир Фадеев, производителям "брендовой" продукции не стоит.

- Обладателями этих брендов является не Тульская область, а предприятия, - говорит Владимир Фадеев. - А закона, который бы позволял властям контролировать использование торговых марок и облагать их налогами, в российском законодательстве нет.

"Сибирские пельмени" не являются торговым знаком"

Есть юридические проблемы и с регистрацией такой знаменитой марки, как "сибирские пельмени". При этом в каждом сибирском городке обязательно есть несколько использующих эту марку производителей. Однако попытки "приватизировать" данный торговый знак, как выяснили "Известия", обречены на неудачу. "Пельмени" - это такой же общеупотребительный товар, как и молоко, хлеб, кефир или водка, на которые никто не может иметь исключительного права. "Пельмени" наряду с другими товарами входят в международную классификацию товаров и услуг.

Тем не менее на прилавках магазинов встречаются десятки "сибирских пельменей" от разных производителей и с предостережением: "товарный знак охраняется законом". Однако это не более чем мера устрашения конкурентов.

"Название "сибирские пельмени" не является охраняемым знаком, - поясняет патентный поверенный России, директор центра патентно-правовых отношений Кузбасской торгово-промышленной палаты Раиса Чудова. - Вот если к знакомому вкусному образу приделать ножки или глазки, тогда в регистрационной палате узаконят оригинальное видение продукта производителем".

Да и вообще, само слово "пельмень" отнюдь не сибирского происхождения. Название блюда пришло из удмуртского языка и дословно переводится как "хлебное ухо". И распространили его по Руси уральские купцы. Правда, в Сибири продукту придали свой колорит: мясо для пельменей крутили не на мясорубке, а резали маленькими кусочками.

"Нижегородская ярмарка" в центре скандала

Нижегородская ярмарка - один из самых известных российских выставочных комплексов и носитель бренда с без малого 200-летней историей. Не так давно он стал объектом серьезной судебной тяжбы между правительством Нижегородской области, как основным собственником ярмарки, и кипрским офшором "Fokker development Inc", контролируемым структурами Олега Дерипаски. Офшор за 100 тыс. долларов скупил более 40 млн. долларов долгов ярмарки, образовавшихся в результате имущественных махинаций периода первоначального накопления капитала в 90-е годы, и создал угрозу перехода ярмарки из собственности области в частные руки.

Но нижегородские власти продемонстрировали, что терять ярмарку не намерены. Губернатор Валерий Шанцев в первые же недели своего руководства областью заявил, что не отдаст ярмарку.

- Ярмарка - это история России, это единственная ярмарка, которая была представлена в Европе. А они хотят получить ее - красавицу за 100 тыс. долларов! Мало вам не покажется?! - грозно обратился тогда губернатор к телекамерам, адресуя свой вопрос невидимым соперникам в борьбе за ярмарку. Сегодня, несмотря на то, что суды, на которых решается судьба ярмарки, еще не закончены, в областном правительстве идет разработка программы развития ярмарки. При всем при этом, как ни парадоксально, сам бренд "Нижегородская ярмарка" до сих пор не подвергался рыночной оценке и даже не зарегистрирован.

Европейские региональные бренды: от коньяка до сыра "фета"

конецформыначалоформыЕвропейские государства бдительно стоят на страже своих региональных брендов - от французских шампанских и коньяков до пармской ветчины, португальского порто или греческого сыра "фета". До сих пор власти Франции предъявляют Москве претензии по поводу использования названий "шампанское" и "коньяк" в производстве российскими виноделами шипучего напитка и 40-градусного бренди.

В рамках ЕС проблемой охраны региональных или национальных брендов занимается Европейский суд. Так, в октябре прошлого года он принял решение, согласно которому наименование сыра "фета" является традиционно греческим. Так может называться только сыр, произведенный в некоторых районах этой страны. Тем самым "фета" оказался среди охраняемых ЕС "национальных продуктов".

Такой вердикт Европейского суда должен положить конец поставкам на рынки всего мира, включая российский, белого сыра под названием "фета", произведенного в других странах. Проигравшей стороной стали Дания и Германия, которые оспаривали эксклюзивное право Греции на это название. До сих пор датчане экспортировали свою "фету" в Грецию. Сами же греки настаивают на эксклюзивных правах и утверждают, что "фета" - сыр из козьего или овечьего молока - изготовляют в их стране уже 6 тыс. лет.

Юрий Коваленко, Париж

Финансовые известия