21.03.2006

Рост туриндустрии в России составит 6,4% в год



АНДРЕЙ ВЕТВИНСКИЙ

Всемирный совет туризма и путешествий (WTTC) представил исследование российского туристического рынка.
Аналитики организации считают, что базовые прогнозы для сферы туризма в нашей стране благоприятны: в ближайшие 10 лет отрасль будет расти примерно на 6,4% в год. Тем не менее WTTC рекомендует упростить процедуру передачи земли в собственность и провести рекламную кампанию России.
Как уже писал "Бизнес", две недели назад Всемирный совет туризма и путешествий (WTTC), членами которого являются первые лица более 100 ведущих мировых компаний, представил исследование мирового туристического рынка. В нем говорилось, что с 2004 года туриндустрия переживает рост и в 2006 году этот рынок достигнет $6 трлн, а к 2016 году - $12 трлн.
"Сейчас в Россию приезжают все меньше туристов из-за рубежа. Но, с другой стороны, макроэкономическая ситуация благоприятна и с ней растет фундамент туриндустрии, что предполагает большие возможности",- сказал "Бизнесу" президент союза ЖанКлод Баумгартен.
Как отметили в WTTC, традиционный способ исследования индустрии - измерение въездного и выездного туризма - не отражает общей картины. Совет рассматривает все экономическое воздействие туриндустрии и бизнеса, с ней связанного.
WTTC ожидает, что экономическая активность туриндустрии России в 2006 году составит $94,8 млрд, а прямой вклад отрасли в экономику - $12,4 млрд, то есть 7,8% ВНП.
В этой сфере будет занято 4,5 млн человек, что составит 6,6% от общей занятости. По прогнозу, в ближайшие 10 лет рост туриндустрии в России составит 6,4% в показателях ВНП, и к 2016 году ее доля дойдет до 9,1%.
"Сейчас на Россию существует спрос, но предложение очень ограничено",- говорит Баумгартен. Причинами, тормозящими развитие, он называет высокие цены внутри страны, недостаток мест в гостиницах среднего класса и завышенные требования при выдаче виз. Исследование предлагает следующую стратегию развития: российское правительство должно придать сфере туризма приоритетный статус, ускорить реформы в финансовом секторе, ввести более разумное налогообложение (в частности снизить НДС). Для решения гостиничной проблемы аналитики предлагают упростить передачу в частную собственность земли, что повысит уверенность инвесторов. По федеральному закону с 2001 года можно покупать и продавать землю, но в Москве этот закон фактически еще не вступил в действие. Как ранее сообщал "Бизнесу" руководитель департамента земельных ресурсов Москвы Виктор Дамурчиев, его департамент вместе с МРЭТ готовит федеральный законопроект "О переводе в частную собственность земли под приватизированными промышленными предприятиями". Сейчас инвесторы вынуждены покупать здания с 49летним правом аренды земли.
Замдиректора департамента оценки и консалтинга Colliers Марина Смирнова говорит, что российские инвесторы к этому адаптировались, а на приток иностранных упрощение, конечно же, повлияет. Однако руководитель PR-департамента компании "Русские отели" Елена Гурьянова говорит, что для решения гостиничной проблемы нужны налоговые преференции со стороны государства, а передача земли в собственность может привести к удорожанию стоимости проектов и увеличит срок возврата инвестиций.
Для развития туриндустрии в России WTTC также предлагает провести маркетинговые и рекламные мероприятия, которые приведут к укреплению имиджа страны как туристического направления "с богатой культурной и природной привлекательностью". Создание брэнда "Россия", креативный директор Euro RSCG Moradpour Никита Огурцов оценивает минимум в $100 млн. "Разработка брэнда и подготовка материалов будет стоить от $0,5 до $2 млн, а медийную составляющую я оценил бы в $100 млн, так как брэнд создается с нуля и его придется долго раскручивать",- говорит Огурцов.
"Многие страны тратят огромные деньги, чтобы привлечь туристов. Это нормально: понимают, что существует мировая конкуренция",- говорит исполнительный вицепрезидент WTTC Ричард Миллер. Он предлагает начать рекламную кампанию с СанктПетербурга. "Если не сможете "продать" этот город, вы не продадите ничего. Нужно лишь создать правильный продукт.
Местные гостиницы заняты летом, но пустуют зимой, и можно привлечь туристов именно в это время",- считает Миллер.



Деловая газета "Бизнес"