22.03.2006

Телевизионные передачи разрушают современную семью, а телереклама ее укрепляет, доказывают итальянские эксперты



РИМ. Современное телевидение, переполненное зрелищами семейных ссор, разладов и драм, формирует у зрителей, и в первую очередь у молодежи, отрицательный образ семьи и, тем самым, способствует ее кризису. Единственный вид телезрелища, создающий идеализированный образ семьи - это реклама. К такому парадоксальному выводу пришли итальянские специалисты в области психологии и массовых коммуникаций, принявшие участие в экспертном опросе, проведенном службой "Эта-Мета".

"Не секрет, что традиционная модель семьи находится в кризисе, однако телевидение преподносит совершенно искаженные модели семейных отношений и ценностей", - считает известный итальянский психолог Вера Слепой. В качестве примера она приводит заполонившие эфир ток-шоу, которые демонстрируют агрессивное выяснения отношений между близкими людьми.

Не менее вредно и популярное телешоу под названием "Обмен женами", убеждена психолог. Передача строится на том, что две женщины "меняются местами", на время переезжая жить в чужую семью. Впервые показанная в Америке, эта программа породила множество клонов по всему миру, в том числе в Италии. "Такие передачи представляют большую опасность, искажают социальные роли и очерняют образ семьи", - подчеркивает Вера Слепой.

Итальянские дети в возрасте от 4 до 12 лет ежедневно проводят у телевизора 3 часа 37 минут, больше других детей в Европе. Их родители по степени телезависимости не намного отстают от малышей и подростков. По мнению психологов, люди подсознательно воспринимают как норму стереотипы поведения, каждый день наблюдаемые с экрана. В результате у молодого поколения подрывается доверие к семье, которая всегда была важнейшей ценностью для итальянцев. В гораздо большей степени, чем, например, для жителей Северной Европы или американцев.

По подсчетам службы "Эта-Мета", итальянское телевидение каждые 23 минуты показывает зрителям распавшуюся или находящуюся в кризисе семью, каждые 26 минут - конфликт между родителями и детьми, каждые 34 минуты - ссору между супругами или партнерами. По мнению специалистов, телевизионщики используют волнующее публику зрелище семейных драм, чтобы увеличить зрительский рейтинг передачи. Среди участников экспертного опроса 37 проц в первую очередь винит в "очернении" семьи ток-шоу, 26 проц - реалити-шоу, 22 проц - передачи, посвященные проблемам, порождаемым современными нравами.

В погоне за сенсацией и рейтингом телевидение акцентирует внимание на не самых лучших сторонах семейной жизни. По мнению экспертов, самыми типичными семейными ситуациями на телевидении являются ссоры, измены, неспособность найти общий язык, конфликты, приступы истерии.

Идеальный образ счастливой семьи - любящие супруги и родители, окруженные заботой дети, доброжелательные бабушки и дедушки, романтические влюбленные - на телевидении можно увидеть разве что в рекламных роликах. Ведь они апеллируют к положительным стереотипам аудитории, точнее, к тому, что от них осталось.

Только пять процентов опрошенных экспертов считают негативным образ семьи, создаваемый рекламой. Однако, как отмечают 42 проц специалистов, авторы роликов все чаще начинают использовать отрицательные стереотипы: рассеянный и нелепый отец семейства, злобные дети, прячущие от родителей лакомства, дедушка, зажуливающий карманные деньги внука, чтобы пойти в закусочную быстрого питания...// Алан Бадов

ami-tass.ru