12.04.2006
tns gallup media asia

Маргарин для здоровья не заменим. Потребление маргарина среди жителей Казахстана



Маргарин изначально создавался как заменитель коровьего масла, и в этом качестве он существует и по сей день. Другое дело, что цели, которые преследовали производители и покупатели маргарина два века назад, когда он только появился, и сейчас, принципиально различаются. Тогда была задача сэкономить и накормить голодных, в наше время - заменить "тяжелое" для желудка и сердца масло на аналогичный, но полезный для здоровья продукт.

Крестным отцом маргарина стал Наполеон III, который 1868 году объявил общенациональный конкурс на создание "заменителя масла для бедняков и солдат". Существуют разные версии, почему он решил это сделать. Одни говорят - из благородства и желания помочь обездоленным, другие - что император захотел хоть таким образом остаться в истории и подражал своему великому дяде Наполеону Бонапарту, который не только побеждал в войнах, но еще и оставил после себя такое полезное всем изобретение, как консервы. Как бы то ни было, но уже через 2 года химик Ипполит Меж-Мурье был готов представить императору вещество, которое ученый назвал словом маргарин, что переводится с французского, как жемчужина.

Но рассмотрим потребление маргарина среди казахстанцев. По данным исследования Media Marketing Index* , проводимого компанией TNS GALLUP MEDIA ASIA, потребителями маргарина является 44%. Из них активными потребителями** данного продукта является 31%, умеренными*** - 49% и пассивными**** - 20%. Также необходимо отметить сокращение доли активных потребителей данного продукта на 24% в 2005 году по сравнению с 2001 годом.

Диаграмма 1: Типы потребителей маргарина. Динамика 2001-2005 гг.*****

Типы потребителей маргарина. Динамика 2001-2005 гг

На сегодняшний день на рынке Казахстана представлено огромное разнообразие марок маргарина, но наиболее известной, потребляемой и предпочитаемой маркой является Rama, на втором месте находится маргарин Сливочный (любых производителей), третье место занимает маргарин 3 желания. (см. таблицу 1).

Таблица 1: Наиболее известные и потребляемые марки маргарина*****

Марки Знание % Потребление % Лояльность %
Rama 59,6 39,4 23,2
Сливочный (любых производителей) 50,9 36,7 23,0
3 желания 49,6 33,4 20,3
Домашний 30,1 15,4 8,7
Cолнечный 29,2 15,8 6,2

Рассмотрим характеристики домохозяйств, потребляющих маргарин. Чаще всего это семьи с численностью от четырех человек и более, с двумя и больше детьми, уровнем дохода средним и ниже среднего. Реже всего среди потребителей маргарина всречаются семьи, имеющие возможность покупать дорогие вещи.

Диаграмма 2: Характеристика домашних хозяйств потребляющих маргарин (Affinity Index)

Наиболее известные и потребляемые марки маргарина

Рассматривая данные, полученные в ходе исследования, необходимо отметить тот факт, что в целом маргарин сохранил свое предназначение, а именно, он является заменителем масла для наименее обеспеченных слоев населения. Возможно, основной альтернативой завоевания большей доли потребителей может послужить то, что необходимо информировать население о полезности данного продукта для здоровья и раскрытие его плюсов.

* - По данным MMI - опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением в возрасте от 15 лет и старше. Использовалась случайная репрезентативная выборка.
** - активными потребителями являются домохозяйства, потребляющие маргарин не реже 6 раз в неделю.
*** - умеренные потребители потребляют маргарин с частотой от 1 раза в неделю до 2-3 раз в месяц.
**** - пассивные потребители потребляют маргарин реже 1 раза в месяц.
***** - Данные подсчитаны от потребителей маргарина.


По данным TNS Gallup Media Asia

TNS-GLOBAL.KZ