28.04.2006

Российскую власть измерили в секундах на экранах федеральных телеканалов


Вчера Центр экстремальной журналистики и Союз журналистов РФ обнародовали итоги первого исследования о том, как СМИ в России отражают политическую жизнь страны. Мониторинг, по словам генерального секретаря Союза журналистов Игоря Яковенко, показал, что "федеральные каналы уже не являются СМИ", так как занимаются созданием "параллельной реальности", в которой все положительное связано только с президентом, а все отрицательное – с оппозицией.


Для анализа политических сообщений в российских СМИ правозащитники из Центра экстремальной журналистики (ЦЭЖ) воспользовались методической помощью словацкой общественной организации МЕМО98, специализирующейся на мониторинге прессы (см. справку). Результаты таких исследований, как сообщил вчера глава ЦЭЖ Олег Панфилов, призваны поддерживать "в целом честность политического и информационного пространства". Политическая беспристрастность мониторинга заложена в самой методике: исследователи всего лишь с секундомером в руках замеряли, какая часть экранного времени на телеканалах отдается тем или иным событиям, партиям, деятелям. А в газетах замерялись площади, отданные под освещение политических событий, и частота упоминаний политиков.

В марте ЦЭЖ отслеживал новостные выпуски с 18 часов до полуночи на пяти федеральных каналах ("Первый", "Россия", НТВ, ТВЦ и Ren-TV), а также анализировал публикации в четырех всероссийских газетах ("Российская газета", "Парламентская газета", "Комсомольская правда" и Ъ). С особым вниманием изучались телеканалы. Эксперты установили, что на четырех госканалах около 90% главных новостей посвящено власти (см. таблицу). Под "властью" ЦЭЖ имеет в виду "президента, его правительство, его правящую партию и его администрацию". При этом, например, на "Первом канале" в марте 71% материалов о власти были "положительны по тону" и 28% – нейтральны.

Оппозицию в новостном телеэфире почти не видно. Так, на "Первом" демократам и коммунистам досталось 2% времени. На негосударственном Ren-TV "противникам власти" уделено 19% новостей, а власти – 64%. Правда, Игорь Яковенко считает, что более высокая объективность Ren-TV, контролируемой близкой к Кремлю "Северсталь-групп", не связана с заслугами самой телекомпании. Просто власть, по его мнению, жестко контролирует пока лишь каналы с наибольшим охватом аудитории, то есть "Первый", "Россию" и НТВ, и позволяет быть объективной, скажем, Ren-TV и радиостанции "Эхо Москвы": им отведена "роль электронной 'Литературки' (в 60-80-е годы 'Литературная газета' была самым популярным изданием у советской интеллигенции как 'самая правдивая'.–Ъ)".

В целом же Игорь Яковенко считает, что "все пять телеканалов по всем профессиональным признакам не являются СМИ", поскольку не информируют зрителя о реальных событиях, а выстраивают параллельную реальность, где все положительное связано только с президентом, а все отрицательное исходит от оппозиции. По этой причине и сотрудников федеральных телеканалов господин Яковенко не считает журналистами. "У них другая профессия – пропагандист",– заявил он, уточнив, что российское телевидение сегодня состоит из "пропаганды и шоу-бизнеса". А собственно журналистской работе отведено 3% экранного времени. Изменить ситуацию, полагает генсек Союза журналистов, можно только с помощью общественного телевидения, проект по созданию которого он как раз и возглавляет. Господин Яковенко полагает, что проект может быть реализован уже в 2007 году.

В отношении газетного рынка участники мониторинга вчера высказались вскользь, отметив, что газеты, даже пропрезидентские, все-таки "являются СМИ". Кроме того, у читательской аудитории, в отличие от зрительской, есть "возможность выбрать".

ВИКТОР Ъ-ХАМРАЕВ



Кого показывают российскому телезрителю

Персонаж"Первый
канал"
"Россия"НТВТВЦRen-TV
Президент35,1519,0424,930,8810,49
Администрация президента1,271,760,891,130,35
Правительство48,0352,7751,3541,7638,44
ФСБ0,890,560,660,950,45
"Единая Россия"7,114,210,8216,4815,85
ЛДПР0,450,511,30,553,22
КПРФ0,33,681,772,281,74
"Родина"3,292,174,640,775,99
Российская партия жизни1,344,271,561,48
СПС0,123,56
"Яблоко"0,57
СДПР0,80,58
Республиканская партия4,1
Народная партия2,03
Независимые депутаты2,55
Другие1,940,40,711,768,63



Словацкий мониторинг на американские деньги

MEMO98 является некоммерческой организацией. Основной спонсор – фонд National Endowment for Democracy, поддерживаемый конгрессом США. Как сообщил Ъ директор MEMO98 Растислав Кужел, его организация занималась предвыборными исследованиями и мониторингом СМИ почти в 50 странах, в том числе в СНГ, на Балканах, Ближнем Востоке и в Африке. "Часто мы приходили к выводу, что государственная администрация получает чрезмерное освещение в СМИ. В Словакии накануне парламентских выборов 1998 года это тоже было так. Однако такого безумия, как у вас, мы нигде не видели",– признался господин Кужел. По его словам, мониторингом СМИ в России занимаются как словацкие, так и российские специалисты. "Мы всегда работаем с местными партнерами,– пояснил он.– Что касается словацких специалистов, то перед началом проекта они прошли подготовку с помощью российских аналитиков – просто чтобы ознакомиться с местными реалиями. Наши украинские коллеги помогли при проверке методологии и результатов".

КОНСТАНТИН Ъ-БЕНЮМОВ



Вам кого в телевизоре не хватает?

Никита Белых, лидер СПС:

– Независимых парламентариев, журналистов и региональной элиты. Власть не любит независимых людей и душит их всеми возможными способами. Власть, формируя сетку ТВ-вещания, рассчитывает на обывательское отношение к партиям – раз их нет на экране, значит, нет и в природе. Поэтому никого на экраны и не пускают. Зато официоза предостаточно. Иногда официальные лица и в "Правительственном часе", и в "Смаке" говорят одни и те же заученные фразы.

Николай Харитонов, депутат Госдумы (КПРФ), председатель Агпромсоюза:

– КПРФ, Аграрной партии и "Родины". Эти партии либо вообще не показывают, либо говорят о них с издевкой. Зато на экране пиар исполнительной власти: там уже началась предвыборная президентская кампания, вот и суют во все дыры Медведева и Иванова. Медведев – вице-премьер, а на экране он мелькает чаще премьера.


Андрей Метельский, лидер фракции "Единая Россия" в Мосгордуме:

– Мне всего хватает, а рекламы даже много. Новостные передачи стали более профессиональными. Мне кажется, стали говорить больше правды. "Вести" и выпуски Первого канала, конечно, похожи, но новости-то одни на всех.


Дмитрий Докин, председатель совета директоров группы компаний "Инмарко" (Новосибирск):

– Нормальных новостей, поэтому я перестал смотреть по телевизору новости,– все черпаю из интернета. А больше всего меня раздражал Петросян, даже больше, чем "Единая Россия".


Виктор Ерофеев, писатель:

– Оппозиции. Причем как правой, так и левой. Мне хочется знать разные точки зрения, а не только благостные оценки власти, напоминающие "социалистический реализм" советского времени, который нам пихают с экранов. Не хватает правды жизни, а не "правды" власти.


Гарри Каспаров, лидер Объединенного гражданского фронта:

– Полноценного обмена мнениями, живого политического эфира. Зато очень много Путина, "Единой России" и лояльных чиновников. Телевидение, как и в советское время, опять стало инструментом пропаганды. Какую программу ни включишь, информация одна и та же. Даже пасхальную службу транслировали только до тех пор, пока присутствовал президент.


Сергей Митрохин, зампред партии "Яблоко":

– В эфире очень мало актуальных тем и серьезной критики действий власти, а не тех мелочей, которые специально отбирают. Не хватает просто свободы слова. На первых двух каналах установилась политическая пустыня, изредка радует программы ТВЦ и Ren-TV.


Владимир Познер, телеведущий:

– Мало альтернативных точек зрения, не хватает Парфенова, Сорокиной, Киселева, Шустера, которые давали возможность услышать разные точки зрения. В любой стране информационные программы посвящены политике, но вопрос в том, как подается материал. Многие программы, поддерживая позицию власти, не дают ииных точек зрения.




КоммерсантЪ