28.04.2006

ФАС оштрафовала банки за молчание. Недостоверная реклама банковских кредитов обошлась БИНбанку и Импэксбанку в 120 тысяч рублей



Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продолжает бороться с недостоверной рекламой банковских кредитов. На этой неделе Самарское управление ФАС оштрафовало БИНбанк и Импэксбанк за то, что они сообщали в своей рекламе только о размере процентной ставки, умалчивая о комиссиях, которые также приходится платить заемщикам. Банкиры жалуются, что указать все условия кредитов в рекламе невозможно.

Вчера Самарское УФАС сообщило о решении оштрафовать БИНбанк (на 40 тыс. руб.) и Импэксбанк (на 80 тыс. руб.) за нарушение закона о рекламе.

Оба банка "умалчивали об условиях" договоров по потребительским и автокредитам. На их рекламных щитах и модулях в самарских газетах указывался только размер ставки по кредитам без упоминания о ежемесячных комиссиях, комиссиях за обязательное страхование автомобиля и т. д. В сообщении ФАС говорится, что комиссии могут увеличить стоимость кредита на 50%.

"Потребители не могут правильно оценить свои будущие расходы по кредиту, а это ведет к неплатежам",- говорит руководитель Самарского УФАС Петр Торкановский. Ранее за аналогичные нарушения антимонопольщики предъявляли претензии к Северо-Западному банку Сбербанка, который избежал штрафа, устранив нарушения.

Банкиры говорят, что не стремятся обманывать клиентов. Директор департамента маркетинга БИНбанка Михаил Ханов поясняет, что комиссии по автокредитам "зависят от типа машины, ее возраста и происхождения, суммы и срока кредита" и других условий, а все эти нюансы не поместятся в макет рекламного объявления. "Неужели ФАС по душе фарс - текст договора в рекламном объявлении, набранный мельчайшим шрифтом? Важен факт публикации условий, а не доступность их для восприятия потребителя!?" - возмущается он.

Рекомендации по рекламе трудноисполнимы, поскольку они четко не формализованы, говорит старший вице-президент Промсвязьбанка Валерий Кардашов. По его словам, "банки готовы вместе с ФАС выработать конкретные требования по раскрытию информации в рекламе, но эти требования должны учитывать особенности рекламного носителя". "На рынке известен случай, когда банк разместил на билборде практически полный текст договора и это не пошло на пользу ни ему, ни людям",- отмечает банкир, пожелавший остаться неназванным.

Торкановский полагает, что на щитах "можно просто рекламировать вид кредита в банке", не указывая никаких условий.

В прошлом году ФАС вместе с ЦБ выпустили рекомендации по раскрытию информации о розничных кредитах, согласно которым банки должны информировать потенциальных клиентов обо всех возможных расходах по займу. "Мы считаем, что рекомендации должны стать нормативным актом, обязательным к исполнению",- говорит Торкановский.

Между тем замдиректора юридического департамента БИНбанка Артем Коновалов считает часть претензий ФАС необоснованными. Закон о рекламе, на который ссылается служба (ст. 17), содержит требования в отношении услуг, связанных с привлечением средств клиентов, говорит он, а "БИНбанк не нарушал этой нормы и не должен нести ответственность". В банке еще не решили, будут ли оспаривать штраф.

А начальник управления рекламы Импэксбанка Максим Гончарук отметил, что речь идет о ситуации в отдельно взятом регионе, а в целом рекламная кампания банка разрабатывается с учетом всех требований законодательства. Впрочем, и БИНбанк, и Импэксбанк уже сняли рекламу, вызвавшую недовольство чиновников.

ЕЛЕНА ХУТОРНЫХ

Деловая газета "Бизнес"