11.05.2006

Пригрели на груди. Российские футбольные клубы учатся зарабатывать деньги



Российские футбольные клубы учатся зарабатывать деньги. Получается это у них не так хорошо, как тратить, но главное начать и войти во вкус. Одним из основных доходов для клубов всего мира является продажа рекламных прав. Больше всего этих прав, и соответственно обязанностей в виде миллионных выплат, у титульных спонсоров, чьи логотипы размещаются на груди футболистов. Еженедельник «Футбол» -- о том, как и кого «пригрели на груди» российские команды.
 
Нефть в банке
У лотка с футбольной атрибутикой ЦСКА народ толпится возле лотков, где выложены футболки с надписью «Сибнефть». Хотя теперь у чемпионов страны новый титульный спонсор. Но та, старая форма, в которой армейцы выигрывали Кубок УЕФА, стоит 400 рублей. Новая -- с надписью «Внешторгбанк» на груди -- 1700. «Это родная, ну то есть фирменная, -- бережно разглаживая буквы «Ж» и «О» объясняет четырехкратную разницу в цене парень за прилавком, – Эти, за четыреста, от китайцев. А новую форму они еще не успели наклепать».
В убытке не только болельщики, но и клуб: старый спонсорский контракт с «Сибнефтью» был рассчитан на 18 млн долларов год. Новый – с «Внешторгбанком» -- оценивается в 7 млн. Но все равно это тот потолок, который сейчас компании готовы платить за то, чтобы их логотип и название красовались на форме российского футбольного клуба, а сами они носили гордое звание «Титульный спонсор».
 
Зато новый контракт ЦСКА с «Внешторгбанком» считается чистой коммерцией. В прошлом остались разговоры о дружбе и общих интересах экс-владельца «Сибнефти» Романа Абрамовича и президента ЦСКА Евгения Гинера, благодаря которым армейцы и получили баснословный спонсорский контракт. Они не были лишены оснований: 18 млн долларов в год за надпись на футболке – это чистая благотворительность. Больше за рекламу платят только грандам мирового футбола. Например, бессменный чемпион Германии последних лет «Бавария» получает от «Deutsche Telekom» порядка 20 млн. евро в год. В 25 млн евро в год оценивается спонсорское соглашение «Ювентуса» с нефтяной компанией «Tamoil», а «Челси» за четырехлетний контракт с «Samsung» должен получить порядка 50 миллионов фунтов стерлингов. «Манчестер Юнайтед» собирается разорвать соглашение с «Vodafone», рассчитанное на 12 миллионов фунтов стерлингов в год, и заключить новое с американской страховой компанией AIG на 98 млн евро за четыре года. Чуть меньше – 70 млн долларов за те же четыре года -- предлагает «Милану» букмекерская компания Betandwin. И ради этих денег россоньери откажутся от такого уже привычного на красно-черном фоне значка «Opel».
 
Не стыдно и когда не видно
Российским клубам о таких суммах остается пока только мечтать -- рынок не разогрет. Треть команд Российской футбольной премьер-лиги вообще не имеют титульных спонсоров. Кто-то просто не смог продать место на футболках, кто-то, как футбольный клуб «Москва», придирчив в выборе партнеров. «Это не простое дело – выбрать титульного спонсора, -- делится проблемами гендиректор ФК «Москва» Юрий Белоус. – Нам вот предлагала одна компания контракт на два миллиона долларов в год. Деньги очень неплохие, но мы, посоветовавшись с мэром Москвы Юрием Лужковым (председатель попечительского совета клуба – Прим авт.), отказались – возникли сомнения в искренности намерений потенциального партнера».
 
«Москва» может позволить себе роскошь отказаться от пары миллионов со стороны. Об этом напоминает скромная нашивка на рукаве «столичной» команды ГМК «Норильский Никель» -- компании, которой «горожане» обязаны своим финансовым благополучием. «Но и то «Норникель», наши хозяева, решили разместить свой логотип только в этом году. Раньше опасались, -- откровенен г-н Белоус. – До этого бренд «Торпедо-ЗИЛ» и «Торпедо-Металлург» был неуспешным. Потенциальные титульные спонсоры не хотели связывать продвижение своих компаний с командой, которая борется за выживание».
 
Так же с выбором спонсора не торопится «Сатурн». Правительство Московской области – учредитель и единственный акционер клуба – тоже тщательно выбирает партнеров. «Предложения есть. Было бы удивительно, если бы у такого клуба, как наш, их не было – замечает генеральный директор «Сатурна» Михаил Воронцов. – Но мы достаточно осторожно относимся к выбору такого спонсора. У нас есть спонсоры, но ни один из них по разным причинам не претендует, не хотелось бы говорить, что не заслуживает, на то чтобы быть титульным».
 
Действительно, партнеры «Сатурна» стремятся оставаться в тени. На официальном сайте клуба указан только один спонсор – компания «Профиль», выпускающая минеральную воду. Однако в связи с подмосковным клубом упоминаются имена гендиректора «Газпроминвестхолдинга» Алишера Усманова и израильского бизнесмена владельца футбольного клуба «Бейтар» (Иерусалим) Аркадия Гайдамака. Упоминаются вскользь, о том, что кто-то из них выйдет на первый план и выступит в роли титульного спонсора речи не идет.
 
К «Сатурну» и «Москве» потенциальные спонсоры приходят сами. К большинству других российских клубов рекламодателей приводят за руку губернаторы, которым надо как-то содержать провинциальные клубы. Например, именно главе Приморского края Сергею Дарькину обязан своим благополучием «Луч-Энергия». Без такого покровителя вряд ли дальневосточный клуб заполучил бы спонсорский контракт с компанией «Дальсвязь», оцениваемый в 2 млн. долларов (примерно десятая часть бюджета команды). У «Рубина» на груди логотип группы компаний ТАИФ, близкой к главе республики Татарстан. Губернатор Ярославской области Анатолий Лисицин, выкупив «Шинник» у Николая Тонкова, сформировал целый пул спонсоров. Но только один из них – «Ярпиво» -- удостоился упоминания на футболках игроков. И то не на груди, а на спине. Чуть пониже номера.
 
Но не иметь титульного спонсора -- не зазорно. Смог же мадридский «Реал» в год своего столетия подчеркнуть величие клуба широким жестом и отказаться от рекламы на футболках. Или «Барселона», чтобы поднять цену квадратных сантиметров на груди своих звезд, тоже отказывает всем потенциальным титульным спонсорам. Даже китайцам, которые предлагали каталонцам более 150 млн  евро за пять лет пропаганды Олимпийских игр в Пекине. «Атлетику» из Бильбао таких предложений не делают. Знают, что все равно откажутся – у басков своя гордость, и нашивать названия каких-то фирм на свои футболки она не позволяет.
 
Таким «Атлетиком» в российском чемпионате вполне может считаться московское «Торпедо». После того, как на черно-белых футболках несколько лет назад пропала надпись «Роснефть», фактический владелец клуба Владимир Алешин контрактов на титульное спонсорство не заключал. Хотя предложения были. Тот же ВТБ перед тем как прийти к ЦСКА, вел переговоры с «Торпедо». Но взамен финансовой помощи вроде бы просил часть акций. Алешин отказал.
Нет титульного спонсора у «Крыльев Советов» -- что-то не получилось у них с группой компаний СОК, а старый партнер «Мегафон-Поволжье» тем временем ушел. Не носят на своей груди лишних надписей футболисты «Амкара» и нальчикского «Спартака».
У всех у них есть спонсоры или как минимум хозяева. Но пойти по пути «Локомотива» или «Зенита» по каким-то причинам они не захотели.
 
Пьедестал расчета
Надпись «Газпром» на футболке питерской команды вообще можно признать самой дорогой. Бюджет клуба составляет порядка 40 млн долларов. Еще порядка 100-150 млн уйдет на строительство нового стадиона. Все эти издержки покрывает «Газпром» -- стопроцентный владелец «Зенита». Впрочем, совсем недавно на спинах футболистов питерского клуба появилась надпись «Сибур». Но обольщаться не надо – «Сибур» подконтролен «Газпрому», и снова о коммерческом интересе здесь разговор не идет. Тем более, что история взаимоотношений «Зенита» и «Сибура» не безоблачна. В прошлом году компания не доплатила футбольному клубу 8,5 млн долларов. Еще ранее «Сибур», будучи титульным спонсором «Шинника», внезапно отказавшись от сотрудничества, лишил ярославцев примерно 6 млн. Если бы не помощь все того же Романа Абрамовича и тогда еще его «Сибнефти», «Шинник» в прошлом году мог и не выжить.
 
Примерно та же ситуация, что и у «Зенита», и у «Локомотива». Клуб финансирует компания «Транстелеком», но она является дочерней ОАО «Российские железные дороги». РЖД по праву старшего и красуется  на футболках, и в заграничной прессе к футболистам «Локомотива» уже приклеилось журналистское клише «парни с железной дороги». Юрию Палычу Семину в свое время очень нравилось.
 
Пограничный случай взаимоотношений у «ЛУКОЙЛа» и «Спартака». Многократные чемпионы страны начали сотрудничество с нефтяной компанией еще до того, как основным акционером клуба стал Леонид Федун – вице-президент «ЛУКОЙЛа». Сейчас наверняка размеры спонсорской помощи увеличились, хотя в самой компании затруднились оценить сумму титульного контракта. За своих сотрудников в одном из интервью это сделал сам г-н Федун. По его оценкам «Спартак» получает от титульного спонсора от 3 млн до 7 млн долларов в зависимости от итогового результата.
 
Личное дело всех и каждого
Но вообще суммы спонсорских контактов, как и все финансовые дела российских клубов, -- секретная информация. «Я не думаю, что эта информацию правильно делать предметом широкого обсуждения. Это личное дело каждого конкретного клуба», -- категоричен Михаил Воронцов. Согласен с ним и генеральный директор «Динамо» Юрий Заварзин. «Откуда вы взяли, что наш контракт с «XEROX» рассчитан на миллион долларов в год? – почти искренне удивлен г-н Заварзин. -- По-моему, эта сумма нигде и никогда не называлась».
 
Миллион или не миллион – это действительно в данном случае не столь важно. Бюджет «Динамо» настолько велик, что надпись на футболках не особо на него и влияет. Оставить логотип «Fedcom», в котором зашифрована фамилия нынешнего благодетеля клуба Алексея Федорычева, возможно было бы даже честнее. Но найти титульного спонсора даже на относительно незначительную сумму для общего бюджета, и так большее дело. «Поиск спонсоров у нас в клубе происходит по всем направлениям, -- приоткрывает профессиональные секреты Юрий Заварзин. -- Задействуются и личные контакты и рекламные агентства и конечно инициатива самих компаний. Благодаря чему из этого мы вышли на «XEROX»? Здесь трудно отметить что-то одно. Пожалуй, это тот случай, когда результат был достигнут планомерной и комплексной работой по всем этим направлениям. Но в любом случае, мы довольны нашим титульным спонсором».
 
В самом же «XEROX» затруднились определиться, довольны ли они «Динамо» или нет. Да и вообще ни одна компания-титульный спонсор российского футбольного клуба, похоже, не в состоянии определить насколько убыточен или прибылен их контракт. Таких технологий просто не существует – «XEROX» не знает, как на продажах копировальной техники отражается безвыигрышная серия «Динамо», а в «ЛУКОЙЛе» не считают сколько болельщиков ЦСКА развернулось и уехало с бензоколонок, окрашенных в красно-белые цвета.
 
Это проблемы компаний. Но как показывает европейский опыт и их можно решить при креативном подходе, и получать прибыль из того, что в российском футболе пока принято считать благотворительностью. Ведь смогла же это сделать одна компания, занимающаяся прокатом кинолент в Испании. Она каждую неделю размещала афиши новых фильмов на футболках игроков мадридского «Атлетико». Получилось красиво и информативно. Есть еще резерв и в социальной рекламе. «Миллуолл» в свое время по заказу английского Минздрава пропагандировал безопасный секс, а «Вест Бромвич Альбион» призывал своих поклонников отказаться от курения. Так что не исключено, что вскоре на футболках игроков какого-нибудь российского клуба появиться надпись «Позвоните родителям». // Еженедельник «Футбол»

Андрей Вдовин, Денис Вдовин

rtr-sport.ru