23.05.2006

Рынок просит кирпича. Приход иностранных инвесторов подтолкнет российские компании к объединению



Австрийская компания Wienerberger AG, мировой лидер по производству кирпича, стала первым крупным иностранным инвестором на российском рынке. Эксперты уверены, что появление компании в России ускорит процесс консолидации отрасли: другого способа противостоять западным гигантам в условиях стагнации рынка попросту нет.

Российский рынок кирпича стагнирует: объемы производства и уровень цен на нем не меняются последние несколько лет, говорит директор по маркетингу группы "Победа ЛСР" Игорь Аксенов. Мало того что доходы российских игроков не росли все эти годы, теперь они будут и вовсе падать: рынок заметили крупные западные производители, стремительно наращивающие объем производства и продаж.

Явление гиганта

Несколько недель назад крупнейший в мире производитель кирпича - австрийский холдинг Wienerberger - привлек к строительству своего первого производства в России Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В завод во Владимирской области Wienerberger и ЕБРР инвестируют 38 млн евро, и предприятие, запуск которого запланирован на третий квартал этого года, станет одним из ведущих кирпичных производств в стране мощностью 120 млн кирпичей в год. Как сообщил "Бизнесу" пресс-секретарь Wienerberger Томас Мельцер, предприятие в селе Кипрево под Владимиром станет первой, но "далеко не последней" производственной площадкой Wienerberger в России: сейчас компания завершает переговоры с правительством Татарии о строительстве в республике еще более крупного кирпичного завода мощностью 140 млн кирпичей в год. Его запуск запланирован на начало 2007 года.

По информации нескольких участников российского рынка кирпича, Wienerberger также ведет переговоры о строительстве заводов на Урале и в Краснодарском крае.

Пресс-секретарь компании Томас Мельцер подтвердил, что компания рассматривает возможность строительства еще нескольких заводов в других регионах России, отказавшись от более подробных комментариев.

Как бы то ни было, после того как Wienerberger запустит предприятия во Владимирской области и Татарии, компания станет вторым по величине участником рынка.

Столь крупный иностранный инвестор появился на российском рынке кирпича впервые, констатирует ведущий аналитик ИГ "Регион" Валерий Вайсберг.

При этом Wienerberger может стать не единственным западным инвестором на российском рынке кирпича.

Представитель другого кирпичного предприятия сообщил "Бизнесу", что к выходу на российский рынок готовится еще один мировой гигант- ирландский концерн CRH (пресс-служба этой компании отказалась прокомментировать этот вопрос).

Сила и слабость иностранцев

Конкурентным преимуществом западных инвесторов на рынке будут технологии, считает Вайсберг: "Wienerberger, например, будет выпускать качественный строительный кирпич, который используется в частном домостроении. Сейчас спрос смещается в сторону этого сегмента".

У подавляющего большинства отечественных заводов, построенных в советские времена, нет средств на обновление производственных мощностей, говорит гендиректор строительной компании "АМК-гарант" Михаил Филатов. "Их продукция не удовлетворяет качеством, и кирпичи используются в основном для облицовки стен",- рассказывает Филатов.

Стоимость инвестиций в модернизацию старых предприятий зачастую сопоставима со строительством завода с нуля, оценивает Валерий Вайсберг. "Объемы инвестиций в этом бизнесе небольшие - если за 38 млн евро Wienerberger построит крупный завод, то в предприятие средней руки достаточно инвестировать $10 млн. Таких инвесторов на нашем рынке достаточно",- считает он.

Единственный фактор, который может притормозить 100-процентное замещение ветхих кирпичных предприятий новыми заводами,- необходимость получения лицензии на глиняное месторождение, указывает аналитик. "Рынок кирпича локальный. Заводы строятся в регионах с большими объемами строительства поблизости от месторождений глины, чтобы затраты на транспортировку кирпича были минимальными",- уточняет Валерий Вайсберг.

Связанная с этим волокита затянула выход того же Wienerberger на российский рынок, "дочку" во Владимирской области, где запланировано строительство завода, компания учредила еще два года назад. "Мы долго не могли начать строительство из-за бюрократии",- признался пресссекретарь Wienerberger Томас Мельцер. Отечественные производители кирпича, имеющие лицензии, могут получить конкурентное преимущество перед западными инвесторами с помощью нестандартных бизнес-решений. Так, "Победа ЛСР" в прошлом году начала продавать кирпичи в рознице через собственную сеть "Кирпичный центр". А подавляющее большинство производителей сбывают продукцию через крупно- и мелкооптовых дилеров. Не планирует развивать розницу в России и консервативный Wienerberger. "Во всех 23 странах, где мы работаем, мы распространяем свою продукцию через дистрибуторов, то есть B2B-канал. Так будет и в России",- заявил "Бизнесу" Томас Мельцер.

Шанс - консолидация

"Отечественным заводам придется объединяться, чтобы выжить",- уверен Аксенов из "Победы ЛСР". До сих пор единственным консолидатором кирпичного рынка была петербургская группа ЛСР, год назад объединившая в профильный холдинг "Победа ЛСР" три кирпичных завода в Ленинградской области. Совокупные мощности этих заводов составляют 270 млн кирпичей в год. При общем объеме рынка в 11 млрд кирпичей в год (данные исследовательской группы ИНЭК) "Победа ЛСР" занимает на нем чуть более 2%, оставшиеся 98% приходятся на сотни небольших заводов в разных регионах.

"Рынок неизбежно начнет укрупняться. Помимо Wienerberger к российской кирпичной индустрии проявляют интерес другие западные производители",- полагает Аксенов. Помимо этого предприятия (в компании не исключают возможности дальнейшего приобретения активов в других регионах), консолидацией рынка могут заняться еще два игрока: группа "Автоклавбетон" - крупный производитель пенобетонных блоков, недавно объявил о строительстве в Московской области кирпичного завода мощностью в 120 млн кирпичей за $50 млн, и ОАО "Голицынский кирпичный завод" - крупнейшее производственное предприятие в Московской области мощностью 115 млн кирпичей, говорят эксперты.

При этом объектами консолидации станут крупные кирпичные заводы, мощностю от 50 млн кирпичей в год. "Скупать десятки мелких предприятий, выпускающих по 10-20 млн кирпичей в год, не имеет смысла: такие активы трудно контролировать. Проще построить с нуля или модернизировать два-три крупных предприятия и занять значительную долю рынка",- полагает Валерий Вайсберг.

МАРИЯ ПЛИС

Деловая газета "Бизнес"