26.05.2006

Трактора объединяются в Чебоксарах



Трактора, выпускаемые компаниями «Промтрактор» и «Агромашхолдинг», будут продаваться под единым брэндом ЧЕТРА. Таким образом, рынку предложена альтернатива объединению под контролем государства. Аналитики решение одобряют, однако говорят, что для успешной конкуренции нужно иметь не только брэнд, но и качественную продукцию.

Пока рынок был поглощён идеями создания ОАК, вставших в очередь судостроителей, вертолётчиков и бронетанкистов, на рынке тракторов тоже назрела готовность к глобализации. Только на этот раз рынку явлена альтернатива «всеобщему огосударствлению» под каким-то единым названием: теперь частные предприятия приглашаются под уже раскрученный брэнд.

Торговая марка ЧЕТРА появилась на рынке в начале 2002 года как собственная разработка специалистов ОАО «Промтрактор». Уже в 2003 году брэнд ЧЕТРА, в разработку которого компания вложила около $30 млн, получил серебряную медаль на конкурсе «Брэнд года». На данный момент под этим брэндом выпускается 6 различных модификаций бульдозеров, трубоукладчиков и погрузчиков. При создании новых моделей тракторов ОАО «Промтрактор» использует единую конструктивную схему предыдущих моделей. В перспективе производство техники под брэндом ЧЕТРА будет доведено до 1200 в год.

При этом производственная линейка единого брэнда будет ориентирована на широкий круг потребителей. У предприятий группы «Промтрактор» уже был успешный опыт сотрудничества с РЖД, уже есть определенные планы и на сельскохозяйственный сектор. Недавно завершился процесс консолидации активов в сфере сельскохозяйственного машиностроения группы компаний «Промышленные инвесторы» и концерна «Тракторные заводы», куда входит «Промтрактор». В ходе консолидации доля «Проминвесторов» в «Агромашхолдниге» перешла к «Тракторным заводам».

ОАО «Агромашхолдинг» образовано 16 апреля 2003 года. В его состав до реорганизации входили шесть крупных промышленных предприятий России, Казахстана и Украины, а также Орловский и Лозовской комбайновые заводы и Кустанайский дизельный завод. Концерн «Тракторные заводы» образован 23 мая 2003 года. До реорганизации объединял 11 крупнейших машиностроительных заводов различного профиля и две научно-исследовательские организации. Основными предприятиями, входящими в структуру, являются: ОАО «Промтрактор»; ОАО «Чебоксарский агрегатный завод»; ОАО «Курганмашзавод»; Владимирский моторотракторный завод и др.

Как подтвердил «Газете.Ru» источник, близкий к переговорному процессу, уже достигнуты договорённости о вхождении мощностей «Агромашхолдинга» под единый брэнд ЧЕТРА. Как объяснил источник, в пользу этого говорят успешные показатели производств техники новых марок (рост прибыли составил 20–30% за минувший год, в то время как средний рост по рынку – всего 1–2%). Теперь концерн планирует перенести успешный опыт маркетинговой стратегии одной компании на предприятия отрасли.

«К тому же объединённый брэнд будет лучше восприниматься на Западе и повысит конкурентоспособность российской машиностроительной продукции на рынках стран ближнего и дальнего зарубежья», – добавил источник.

При этом в «Промтракторе» «Газете.Ru» пояснили, что под новый брэнд будет переведено пока только 75% всей продукции холдинга. Аналогичным образом частично присоединится к этой кампании и «Агромашхолдинг». В компании отметили, что, к примеру, марка «Енисей» останется пока вне нового брэнда. При этом обе стороны уповают на грамотную политику, которую будет внедрять объединённая управляющая компания нового брэнда, назвать которую стороны не захотели.

Частичность внесения активов под единый брэнд аналитики объясняют разноплановостью линеек производимой техники. «Возможно даже, что впоследствии для направления сельхозмашин будет выбрано отдельное наименование», – предполагает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов. – А так как объединение активов получит широкий охват сегментов рынка, то и возникает необходимость позиционировать соответствующую продукцию в своих сегментах как единую марку для повышения узнаваемости брэнда и конкурентоспособности по отношению к иностранным компаниям». При этом эксперт напоминает, что практика объединения машиностроительных заводов под одной маркой довольно распространена как в ЕС, так и в США и Японии – крупнейших машиностроительных державах.

«Пока данный процесс не затронул Китай, который активно развивает машиностроительное направление, но, думаю, и он в ближайшем будущем приступит к консолидации в отрасли», – добавляет Дмитрий Парфёнов.

Начальник аналитического отдела PRADO «Банкир и Консультант» Дмитрий Баранов приводит конкретные успешные примеры объединённых брэндов зарубежных компаний. Так, в своё время такая практика оправдала себя в Siemens (точнее, его подразделении, которое занимается тяжелым машиностроением), французском Alstom (включает в себя предприятия по выпуску скоростных поездов TGV, верфи и энергетическое машиностроение), японской Mitsubishi Heavy Industries (в состав которой входят верфи, заводы по выпуску транспортной и строительной техники), а со сменой брэнда экспериментировал и довольно удачно американский Caterpillar, изменив его на короткий и звучный CAT.

Правда, по мнению Баранова, единый брэнд не сможет решить главных проблем отрасли. «Для достижения глобальных целей, надо выпускать продукцию, способную по цене и качеству соперничать с лучшими мировыми образцами, – поясняет эксперт. – Но сделать это будет непросто, причем именно по причине больших финансовых возможностей зарубежных производителей-конкурентов». //Дмитрий Смирнов

Газета.RU