30.05.2006

"Комстар" опустил Wi-Fi под землю



"Комстар - Объединенные телесистемы" первым из Wi-Fi-провайдеров спустился в московскую подземку, запустив в тестовую эксплуатацию хот-споты на трех станциях метро. Запуск в коммерческую эксплуатацию сети намечен на вторую половину года, но аналитики уже сейчас уверены, что андеграундный Comstar Wi-Fi не станет успешным коммерческим проектом, скорее - удачным рекламным дополнением к Wi-Fi-сети вфешенебельных гостиницах и кафе.
"Мы возлагаем большие надежды на WiFi-сеть в метрополитене,- рассказал "Бизнесу" директор по развитию бизнеса "Комстара- ОТС" Дмитрий Дронов.- Мы делаем ставку на пользователей смартфонов и КПК со встроенными Wi-Fi-модулями, которых в метро много". "Мы подключаем пока только крупные пересадочные пункты, где люди в том числе назначают встречи",- добавляет Дронов. К началу работы сеть на "Театральной", "Площади Революции" и "Охотном Ряду" будет состоять из 22 хот-спотов и охватывать переходы, вестибюли у касс и эскалаторов. По проекту "Комстара", на территории трех станций заходить в интернет со скоростью до 54 Мбит/с смогут около 400 человек одновременно.
Однако аналитики не ожидают ажиотажа со стороны пользователей: слишком высока цена беспроводного интернета от "Комстара" для тех, кто ездит в метро. "В гостиницах много потребителей, готовых не глядя выложить и $5, и $10 за доступ в интернет, но в подземку такие люди редко спускаются",- считает аналитик J'son & Partners Борис Овчинников. Суть в том, что оплата Wi-Fi "Комстара" производится через скретч-карты номиналом в $5 или $10 или отправкой SMS на сервисные номера с абонентского счета в МТС.
"Для того чтобы попробовать услуги этого Wi-Fi-оператора, нужно заплатить сразу $5. Если бы порог был ниже, например, $1 за 10 минут, то массовых пользователей было бы значительно больше",- полагает Овчинников. Гендиректор интернет-холдинга "Яндекс" Аркадий Волож вообще считает, что платить за беспроводной доступ в интернет - кощунство: "Wi-Fi и доступ в интернет в целом - это такая же инфраструктура, как горячая вода, тепло и свет. Все коммунальные услуги уже включены в стоимость билета в метро, непонятно, почему Wi-Fi нужно оплачивать отдельно",- удивляется он. По словам Воложа, непрофильные услуги,а именно платный доступ в интернет, не приносят ни кафе, ни ресторанам, ни гостиницам значимых дивидендов - $300-600 в месяц, не больше. Однако "Комстар" об окупаемости проекта не говорит, но, по его прогнозам, интернет со стоимостью $5 в час будет продаваться лучше, чем в ресторанах, где в среднем за месяц используют по 20-30 скретч-карт.
Но менее востребован, чем в гостиницах, в каждой из которых активируется 400 карт Wi-Fi в месяц. Однако, по подсчетам директора TMR Group Александра Угарова, даже если в метро будут активировать более 450 карт ежемесячно, окупаемость площадки будет в несколько раз ниже, чем хот-спота в кофейне. По его подсчетам, средняя аудитория подземного Wi-Fi за $5 в час - около 15-20 человек. "В среднем организация одного хотспота обходится провайдеру в чуть более $1 тыс. При стоимости проекта в метро примерно $30 тыс. и нагрузке 15-20 часов его окупаемость составит около двух лет.
Это не коммерческий проект",- заключает Угаров.
Может быть, именно поэтому остальные провайдеры Wi-Fi под землю не стремятся. "Во-первых, пользоваться компьютером в метро неудобно. Во-вторых, начать работу там невероятно сложно,- сетует вице-президент "Корбины телеком" Александр Малис.- Метро принадлежит Москве, "Комстар" - близким структурам. Не удивительно, что ему удалось добиться разрешения работать в метро". Борис Овчинников уточняет, что непреодолимым препятствием для выхода в подземку остальных провайдеров является оператор "Макомнет", владеющий кабельным пространством в московском метрополитене.

АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА

Деловая газета "Бизнес"