30.05.2006

Сборка бродит по России. Завод Volkswagen построят в Калуге, а General Motors - в Петербурге



Вчера Минэкономразвития (МЭРТ) подписало соглашение об открытии в России автосборочных производств сразу с двумя крупнейшими западными автоконцернами – Volkswagen AG (VW) и General Motors (GM). Оба проекта оказались рекордными по срокам: VW шел к открытию производства в России целых три года, GM – всего два месяца. В результате сборочный проект VW стал крупнейшим в истории российского автопрома по размеру инвестиций, а проект GM – наименее проработанным, и его реализация даже после подписания остается под вопросом.


На вчерашний день МЭРТ планировал подписать соглашения лишь с VW. О том, что поздно вечером будет подписано соглашение с GM, стало известно только в середине дня. В результате VW раскрыл все детали проекта, а подробности планов GM по настоянию американского автоконцерна остались неизвестны. От VW соглашение с главой МЭРТа Германом Грефом подписал глава совета директоров концерна Бернд Пишетсридер. Как и предсказывал Ъ 25 мая, российский завод VW построят в промзоне на северо-востоке Калуги, близ местного аэропорта, на участке около 800 га. Его мощность составит 115 тыс. машин в год. Инвестиции VW в проект оцениваются в €370 млн. Это крупнейшее вложение иностранного автоконцерна в российский автопром за всю историю создания в стране сборочных предприятий. Строительство завода начнется в августе, первые машины сойдут с конвейера во второй половине 2007 года.

На начальном этапе VW займется крупноузловой сборкой машин (не более 20 тыс. автомобилей), а полноценное производство, включающее сварку, окраску и сборку, появится в Калуге к первой половине 2009 года. Первой моделью станет Skoda Octavia, в дальнейшем завод будет выпускать VW Polo, Passat и Touareg. Кроме того, специально для российского рынка VW разработает новый седан на платформе VW Polo, стоимость которого не превысит €10 тыс.

Как заявил губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, VW не получит от области специальных преференций, льготы ему предоставлены в рамках областного законодательства (см. Ъ от 25 мая). Кроме того, область взяла обязательства по развитию инфраструктуры и подведению коммуникаций к промзоне, в которой будет построен завод VW. Инвестиции области в этот проект господин Артамонов оценил в 300-500 млн руб. Настолько большая площадь участка понадобилась VW для того, чтобы привлечь в Россию своих поставщиков автокомпонентов.

Как пояснил Ъ министр экономического развития Калужской области Николай Любимов, на локализацию производства автокомпонентов зарезервировано 400 из 800 гектаров земли, отведенных под проект. Чиновник отметил, что "это будет шесть-восемь компаний, которые придут в течение двух лет". Глава совета директоров Skoda Auto (входит в VW) Детлеф Виттиг добавил, что в Калуге будет локализован выпуск деталей кузова, отделочных материалов, сидений и приборных панелей.

Не дождавшись окончания презентации проекта VW, господин Греф отбыл на встречу с Владимиром Путиным, в ходе которой доложил президенту о достижении договоренности о создании в России сборочного производства GM. По словам министра, вложения GM в проект на первом этапе составят $115 млн, а "с ростом продаж они должны удвоиться". Чиновник уточнил, что завод GM построят в Петербурге, рядом с будущими заводами Nissan и Toyota. Он будет выпускать три модели. Строительство предприятия может начаться в июне. Как пояснили Ъ в комитете по экономике администрации Петербурга, для подписания соглашения с вице-президентом GM Карлом Питером Фостером в Москву прибыла делегация во главе с Валентиной Матвиенко. Детали проекта будут раскрыты не раньше чем через неделю.

Судя по всему, GM настоял на конфиденциальности своего проекта потому, что окончательно он еще не проработан – идея построить в России завод у компании родилась лишь два месяца назад. Не исключено, что спешка связана с конфликтом между GM и руководством АвтоВАЗа. Напомним, что в декабре новый гендиректор АвтоВАЗа Игорь Есиповский заявил, что завод намерен пересмотреть условия работы СП "GM-АвтоВАЗ", а в апреле глава совета директоров завода Владимир Артяков говорил, что АвтоВАЗ выкупит долю GM в СП, если будет сделано такое предложение. Отметим, что первоначальные инвестиции GM в СП оцениваются в $130 млн, эта сумма сопоставима с объемом вложений в первую очередь собственного завода GM. Не исключено, что GM продаст АвтоВАЗу свою долю в СП и на эти деньги начнет развивать в России собственное производство.

Подгоняет GM и то, что с середины лета МЭРТ закончит подписывать соглашения о промсборке с иностранными автоконцернами. Однако, торопясь открыть собственное производство под Петербургом, GM рискует столкнуться с рядом проблем. В частности, с дефицитом рабочей силы, который возникнет после того, как будут запущены ранее заявленные проекты Toyota и Nissan.

ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ, ЕКАТЕРИНА Ъ-ЕМЕЛЬЯНОВА; АННА Ъ-ПУШКАРСКАЯ, Санкт-Петербург



"Российский авторынок требует нашего полного внимания"
интервью

О развитии производства автомобилей Volkswagen в России корреспонденту Ъ ЕКАТЕРИНЕ Ъ-ЕМЕЛЬЯНОВОЙ рассказал председатель совета директоров концерна БЕРН ПИШЕТСРИДЕР.

– Почему для строительства завода выбрана именно Калужская область?

– Было изучено около 70 вариантов – от Петербурга до Черного моря. Мы учитывали множество факторов и решили, что в Калуге наши инвестиции получат наилучшее применение. Пока шел процесс принятия решения, калужская администрация продемонстрировала высокую готовность сотрудничать.

– VW собирается финансировать строительство завода самостоятельно или рассматривается вариант участия партнеров и соинвесторов, например ЕБРР?

– Поскольку Россия – очень важный рынок, и его значение в ближайшие годы будет расти и дальше, в начале ответственность за проект возьмет концерн, а именно марки Volkswagen и Skoda. Участие ЕБРР в качестве третьего партнера (речь идет о соотношении долей: Volkswagen AG 51%; SkodaAuto a.s. 30%; EBRD 19%.– Ъ) в ограниченном объеме обсуждается.

– Машины будут выпускаться только для российского рынка или также и для других?

– Мы собираемся производить машины только для российского рынка, чей рост требует нашего полного внимания. Но нельзя исключать, что на короткие сроки мы будем осваивать также рынки стран СНГ.

– Планируется ли сотрудничество с российскими автопроизводителями и поставщиками?

– Значительная часть процесса формирования цены придется на Россию. Мы исходим из того, что будем сотрудничать с российскими поставщиками. Наш опыт аттестации местных поставщиков на центральноевропейских рынках показывает, что мы провели там достойную работу. С нашей помощью на этих рынках развилось такое смежное производство, что это воодушевляет наших конкурентов на строительство новых автомобильных заводов в Центральной Европе. Российские автопроизводители также выиграют от этого развития. Решающим фактором для нас, ведь мы по всему миру предъявляем одни и те же требования, является не происхождение поставщиков. Для нас важны качество, цена и надежность.

– Планируете ли вы другое производство помимо сборки автомобилей, например, компонентов, моторов?

– Двигатели и коробки передач будут импортироваться. Другие компоненты постепенно шаг за шагом будут переводиться на местное производство.




А вы чем иностранцев заманиваете?

Анатолий Лисицын, губернатор Ярославской области:

– У нас и так много предложений, мы выбираем лучшие. Регионы-доноры могут выбирать, а не хвататься за первое попавшееся. Да, мы боролись за Volkswagen, но иностранцы предпочли депрессивный регион с дешевой рабочей силой.

Муху Алиев, президент Дагестана:

– У нас есть все: сказочная природа, ресурсы, трудолюбивые люди. Но нам не везет, потому что чрезмерное воображение части инвесторов рисует им картины похищений и взрывов. А другим не хватает воображения, чтобы представить возможности края. А всем вместе, может, не хватает риска.


Михаил Прусак, губернатор Новгородской области:

– Инвестиционным климатом. В регионе уже есть 75 иностранных предприятий в различных сферах. Но мы никого не заманиваем.


Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга:

– Прозрачными правилами ведения бизнеса. У нас принят целый пакет законов по льготному налогообложению. Мы ввели практику индивидуального сопровождения крупных проектов, помогая инвесторам пройти все регистрационные процедуры. И мы берем на себя подготовку территории под строительство.


Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области:

– Снятием всех бюрократических барьеров и препон для реализации их проектов.


Вячеслав Дудка, губернатор Тульской области:

– Высокотехнологичным потенциалом по наукоемкому производству и культурными объектами мирового значения. Мы намерены создать туристско-рекреационную зону, в которой будут задействованы Ясная Поляна, Бежин луг, Поленово, Куликово поле.


Виктор Шершунов, губернатор Костромской области:

– Если губернатор задастся целью, то добьется прихода инвесторов, но многое зависит и от ресурсов области. А еще доверие инвестора на 70 процентов зависит от того, насколько он доверяет лично главе региона.


Михаил Кузнецов, губернатор Псковской области:

– Человеческим лицом и близким к Евросоюзу расположением. Европе приходится сильно тратиться на зарплату, им выгоднее открывать заводы в России.


Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области:

– Льготами по налогам на имущество, землю, прибыль для инвестиций свыше 15 млн рублей за год. Кроме того, у нас самые низкие в стране ставки на продажу земельных участков собственникам расположенных на них предприятий. Много работаем над ликвидацией административных барьеров.


Владимир Кабанов, первый вице-губернатор Волгоградской области:

– Расценками на энергоресурсы, недорогой рабочей силой и выгодным географическим расположением. Чехия внесла нашу область в пятерку приоритетных для инвестирования регионов РФ. Ведутся переговоры с израильской компанией, с индийцами.


Александр Левин, руководитель администрации губернатора Свердловской области:

– Возможности у нас колоссальные, один новоуральский "Амур" чего стоит. Мы ведем переговоры с Меrсеdеs, Skoda, Opel. Губернатор планирует начать переговоры с Nissan, Mitsubishi и Toyota. И пока никто не отказал.





КоммерсантЪ