31.05.2006

"Аркада" собирает макаронную армаду



АПК "Аркада", ранее известная в первую очередь как зерновой трейдер, продолжает наращивать активы на рынке макарон. Вчера компания объявила о покупке Новочебоксарской макаронной фабрики "Россиянка", после чего рассчитывает занять до 10% российского рынка. Эксперты называют стратегию компании по увеличению продаж FMCG правильной, но не уверены в успехе "Аркады" на макаронном рынке.
Вчера АПК "Аркада" объявила о покупке Новочебоксарской макаронной фабрики "Россиянка" мощностью 1200 тонн макаронных изделий в месяц.
Финансовым консультантом сделки выступил Импэксбанк.
Точная сумма сделки не разглашается, начальник управления инвестиционного бизнеса Импэксбанка Алексей Семенов уточнил лишь, что она составила от $3 млн до $7 млн.
Это уже четвертая покупка зернотрейдера на рынке FMCG: в ноябре 2004 года "Аркада" приобрела макаронную фабрику "Ленди" в городе Луховицы Московской области мощностью 12 тыс. тонн в год.
В сентябре прошлого года консолидировала 96% Нижегородской макаронной фабрики "Вермани" мощностью 40 тыс.
тонн в год. А в феврале этого года "Аркада" купила контрольный пакет производителя гречневой крупы ОАО "Ядрица" (Тула). Гендиректор "Аркады" Максим Антонов рассказал, что стратегия компании рассчитана на снижение доли зернового направления в бизнесе с 75% до 50%. "Это связано с нашим решением провести IPO в конце 2007го - начале 2008 года",- говорит Максимов. Организаторы IPO пока не называются, но уже выбран аудитор - компания Ernst & Young. Антонов говорит, что "Аркада" планирует вывести на российский рынок федеральный брэнд макарон и гречки "Антонов". Гендиректор зерновой компании "Разгуляй" Алексей Иванов одобряет стратегию "Аркады" накануне IPO. "Движение в сторону сегмента с высокой добавочной стоимостью сможет обеспечить им более высокую маржинальную доходность",- считает он.
"Аркада" - не первый агрохолдинг, который решает сосредоточиться на продуктах конечной переработки. Ранее от зернового трейдинга отказались "Агрос" и "Русагро", а "Разгуляй" серьезно увеличил долю FMCG в своих продажах.
Гендиректор Института аграрного маркетинга (ИАМ) Елена Тюрина называет увеличение доли продукции конечнойпереработки в структуре выручки крупных агрохолдингов тенденцией: "Прибыль от реализации конечной продукции выше, чем от реализации сырья, а зерновой бизнес нестабилен и сильно зависит от урожая: в неурожайные годы цены и, соответственно, прибыль трейдера выше. Кроме того, на зерновом рынке уже выделились наиболее крупные игроки, и конкурировать с ними сложно". С Тюриной соглашается директор по связям с общественностью "Агроса" Елена Евстигнеева: "Зерновой трейдинг не способен повысить капитализацию компании, если ты не глобальный игрок, а производство продукции FMCG, наоборот, очень высоко капитализированный бизнес".
Но и на рынке макарон "Аркаде" будет сложно занять достойное место из-за высокой конкуренции, говорит Тюрина из ИАМ. "Хотя, учитывая опыт трейдерства, они имеют возможность закупать сырье по более низким ценам",- считает она. "Аркада" вряд ли сможет занять 10% рынка, за последние три-четыре года такого скачка не совершила ни одна компания, даже с большими финансовыми ресурсами, уверен один из участников рынка макарон.

ВЛАДИМИР РАВИНСКИЙ

Деловая газета "Бизнес"