06.06.2006

На рекламный рынок вышли OPera



Как стало известно Ъ, рекламные группы DDB Russia Group и BBDO Russia Group объединяют медиазакупки в компании OPera. Новая структура автоматически выходит в число лидеров отечественного рекламного рынка: уже в 2005 году консолидированный оборот обеих групп, по экспертным оценкам, превысил $400 млн. Эксперты отмечают, что после оформления нового альянса отрыв лидеров российской рекламной индустрии от остальных игроков становится непреодолимым.

Холдинги DDB Russia Group и BBDO Russia Group создали компанию OPera, через которую будут проводить совместные закупки рекламы. И DDB, и BBDO входят в крупнейший в мире рекламный холдинг Omnicom Group, однако в России подразделения этих компаний активно конкурировали друг с другом. В 2004 году руководство Omnicom решило оптимизировать процесс медиазакупок: сначала в Великобритании, затем в других странах агентства холдинга стали совместно закупать рекламу через специально созданную компанию OPera. Сейчас новая закупочная структура выводится на российский рынок. Президентом OPera в России назначен Дмитрий Дмитриев, ранее возглавлявший медийные подразделения DDB Russia. Содиректорами новой компании стали Илья Герцев и Николай Ануфриев, возглавлявшие агентства в составе BBDO и DDB.

Новый альянс позволит DDB и BBDO войти в тройку лидеров отечественного рекламного рынка. По данным рейтинга Ъ и журнала "Индустрия рекламы", в прошлом году их консолидированный объем закупок рекламы в основных СМИ превысил $409 млн. Это всего на $17,7 млн меньше, чем у российской группы АДВ, занимающей вторую строчку. "Конкуренты в последнее время активизировались, и нам уже недостаточно просто координировать закупочную политику",-- говорит Дмитрий Дмитриев.

DDB Russia Group четвертая в России по обороту рекламная группа. По данным рейтинга Ъ и "Индустрии рекламы", в 2005 году выручка компании составила $238,26 млн. В DDB входят медиаагентства Optimum Media OMD, APR Media Services и Optimum Media Buying. Среди клиентов: Henkel Group, McDonald`s, "МегаФон". Группу контролируют российские учредители, холдинг Omnicom является миноритарным акционером. C марта 2005 года Optimum Media Buying осуществляет медиазакупки для агентства TBWA/Mediaplan, также входящего в холдинг Omnicom. BBDO Russia Group занимает пятую позицию с оборотом в $171,32 млн. В ее составе медиаагентства OMD Media Direction, Media Wise. Ключевые клиенты: PepsiCo, PSA Peugeot Citroen, Mars Inc. Полностью принадлежит холдингу Omnicom.

Группы DDB и BBDO -- последние из лидеров отечественного рынка, кто объединил закупки рекламных возможностей. Остальные крупнейшие игроки сделали это раньше. Так, в рамках группы АДВ уже пять лет существует компания Magna, а с конца 2005 года она стала самостоятельной операционной структурой по закупкам. Совместные закупки ведут агентства Starcom и MediaVest, принадлежащие холдингу Publicis. В прошлом году начал объединение своих российских медиаподразделений в рамках Group M холдинг WPP, партнером которого в России является группа "Видео Интернешнл".

Участники рынка связывают появление OPera на российском рынке прежде всего с ослаблением позиций BBDO Russia Group. В прошлом году ее медиаагентства потеряли бюджеты Wrigley и SABMiller Russia, которые эксперты оценивали более чем в $50 млн. А с 2006 года группа больше не обслуживает Avon: компания перевела свой рекламный бюджет, который эксперты оценивают в $30 млн, в холдинг Publicis. "Очевидно, в Omnicom Group обеспокоились снижением общего оборота и решили снизить издержки на операционное управление",-- полагает президент российской группы Twiga Александр Оганджанян. По данным рейтинга Ъ и "Индустрии рекламы", в 2005 году объем медиазакупок группы снизился почти на 10% -- до $171,32 млн. "Можно предположить, что доминирующая роль в OPera отводится команде из DDB Russia Group",-- говорит гендиректор Aegis Media/OKS Олег Поляков.

Вывод на отечественный рынок OPera практически не оставляет другим рекламным группам шансов войти в пятерку лидеров. "Разрыв между этими и всеми остальными игроками и так был значительным, теперь он стал еще больше",-- отмечает господин Оганджанян. Исходя из данных рейтинга Ъ и "Индустрии рекламы", с учетом почти 30-процентного роста рекламного рынка в этом году оборот каждого из медиазакупочных подразделений WPP, АДВ, Publicis и Omnicon может превысить $400 млн. А занимающий пятое место Aegis Media/OKS с учетом 40-процентного роста, показанного в 2005 году, скорее всего, преодолеет отметку в $200 млн. Для сравнения: обороты других независимых игроков рекламного рынка в этом году вряд ли достигнут даже $150 млн.

СЕРГЕЙ Ъ-СОБОЛЕВ, ТИМУР Ъ-БОРДЮГ

КоммерсантЪ