07.06.2006

«Первая помощь» при IPO



Интерес инвесторов к акциям российских фармкомпаний, недавно подстегнутый успешным размещением на РТС ОАО "Верофарм", заставил задуматься о выходе на биржу и других участников рынка. Фармхолдинг "Генезис" собирается провести IPO своей аптечной сети "Первая помощь" в конце 2007-го - начале 2008 года.

Вчера гендиректор сети "Первая помощь" Виталий Власов заявил, что в следующем году компания будет разрабатывать план IPO: "Размещение сейчас является одним из эффективных способов получения дополнительных финансовых средств для компании".

По словам Власова, пока неизвестно, какой пакет акций компании и на какой площадке будет размещен. Гендиректор "Первой помощи" уточнил, что в середине 2007 года компания планирует начать реструктуризацию из ЗАО в ОАО, а также привести финансовую отчетность к биржевым стандартам. "Как правило, это занимает в среднем полгода, значит, размещение произойдет ориентировочно в конце 2007го - начале 2008 года",- говорит Власов.

Сеть аптек "Первая помощь" - розничное подразделение фармхолдинга "Генезис", объединяющего одноименную дистрибуторскую компанию, а также производственный комплекс "Вертекс". По экспертным оценкам, в 2005 году оборот дистрибуторской компании "Генезис" составил $125 млн, "Вертекса" - около $4 млн.

По собственным данным компании, оборот сети "Первая помощь" в 2005 году составил $57 млн, у сети 93 точки, из которых 83 в Петербурге, 10 - в Москве. Сеть принадлежит топ-менеджерам "Генезиса" Владимиру Григориади и Алексею Хромову. Их точные пакеты не разглашаются.

Аналитики объясняют готовящееся IPO "Первой помощи" удачным размещением сети "36,6" в 2002 году и ее производственного подразделения ОАО "Верофарм" - этой весной. "Акции "36,6" за год выросли в цене в два раза, бумаги пользуются популярностью у инвесторов",- отмечает аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. Он считает, что "Первая помощь" разместит не более 49% акций, так как владельцы захотят сохранить контроль над компанией. Судаков оценивает аптечную сеть в $40-60 млн.

Аналитик "Атона" Алексей Языков связывает интерес фармкомпаний к IPO c консолидацией рынка. "Компании проводят IPO, чтобы узнать свою настоящую стоимость, после чего не исключена полная продажа бизнеса. Также сети могут быть необходимы средства, чтобы самой поучаствовать в консолидации: через три-пять лет на рынке должно остаться не более пяти крупных игроков",- говорит Языков.

Гендиректор сети "Здоровые люди" (Natur Produkt) Алексей Батулин признает, что "на стабильном рынке" привлекать средства при помощи IPO выгоднее, чем кредитные: "Однако пока российская фармрозница в целом недостаточно развита".

АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК, ВЛАДИМИР РАВИНСКИЙ

Деловая газета "Бизнес"