13.06.2006

Бренды-оборотни: дорого да мило, дешево да гнило



Любителей поживиться плодами чужого труда хватало во все времена. Однако если обычное воровство дружно всеми осуждается и покупать краденое большинство из нас, наверняка, побрезгуют, то в том, чтобы похитить чужую идею или имя, некоторые не видят ничего особенно зазорного. Неудивительно поэтому, что рынок пиратской продукции в России процветает: по оценкам американских экспертов, около 80% всего, что лежит на наших прилавках, является подделкой.

В погоне за легкой наживой нечистые на руку дельцы придумали множество способов подзаработать на чужой репутации. Далеко не всегда они прибегают к грубой фальсификации товара. Некоторые фирмы выбирают более изощренную стратегию, паразитируя на чужих торговых марках. Ни для кого не секрет, что собственный бренд – очень дорогое удовольствие. На копиях же можно за короткое время очень неплохо обогатиться, практически ничего не вкладывая. Кому из нас не попадались на глаза изделия неведомых умельцев, как правило – из стран третьего мира, продающиеся под названиями, лишь одной-двумя буквами отличающимися от всемирно известных брендов. За примерами далеко ходить не надо: еще не так давно вещевые рынки были завалены Reebox'ами Adibas'ами, а в магазинчиках бытовой аудио- и видеотехники полки ломились от всевозможных Panaconik'ов. Для неискушенного потребителя подобные названия были практически неотличимы от популярных торговых марок – Reebok, Adidas и Panasonic. Однако качество подобной "фирменной" продукции неизменно оставалось крайне низким.

Рост числа имитаторов на нашем рынке не только не уменьшается, но, если верить данным исполнительного директора бизнес-ассоциации "РусБренд" Александрина Линье, приведенным им в интервью "Комсомольской правде", даже растет. Этот рост обусловлен в первую очередь стабильным спросом на такую продукцию. Ведь пиратская продукция продается по низким ценам. А между тем совершенно очевидно, что только крупные производители, изначально выпустившие бренд на рынок и кровно заинтересованные в его успешном долгосрочном развитии, могут гарантировать качество своей продукции. И остается только догадываться, что именно могут гарантировать своим покупателям разнообразные "пираты"-имитаторы.

Едва ли не чаще всего в сегодняшней России копируют алкогольные бренды. Имитаторы торговых марок начали настоящее широкомасштабное наступление на владельцев брендов. Так, к примеру, по данным компании "Союз-Виктан" – правообладателя известного алкогольного бренда "SV на березовых бруньках" - продукцию под этой маркой в настоящее время пытаются имитировать 14 заводов по всему СНГ. При том, что в 2003 г., когда "Союз-Виктан" вышла со своей продукцией в Россию, ее "бруньки" были единственными на российском рынке.

Есть много примеров, когда внешний вид имитирующей этикетки очень похож на известный бренд. Но с юридической точки зрения сделать ничего нельзя. В законе сказано, что нарушением товарного знака является использование не только тождественного обозначения, то есть буква в букву, но и обозначения до степени смешения. Но критерии этой "степени смешения" нигде четко не определены. Именно на это и рассчитывают нечистоплотные дельцы.

И как в таком случае простому обывателю отличить оригинал от имитации известного бренда? Пожалуй, нужно просто перестать гнаться за дешевизной и в первую очередь доверять качеству компании-владельца оригинальной рецептуры продукта. Ведь, как давно известно, скупой всегда платит дважды.// Вадим МЕЩАНОВ

www.utro.ru