13.06.2006

Щиты пойдут под молоток. На московском рынке наружной рекламы может произойти самый масштабный передел за всю его историю



Как стало известно "Бизнесу", правительство Москвы, до сих пор не согласовавшее новые долгосрочные контракты с операторами на право аренды земли под 70% рекламных конструкций в городе, рассматривает возможность выставить эти места на конкурс, к которому будут допущены все желающие. Эксперты констатируют, что денег для участия в нем хватит только у двух крупнейших операторов - News Outdoor и Gallery Group. Однако и их предложение может перебить крупный западный игрок или непрофильный инвестор.
Практика заключения долгосрочных контрактов с операторами рынка наружной рекламы Москвы была введена в 2000 году. Схема выглядит следующим образом: городские власти заключают с оператором контракт, согласно которому рекламная конструкция может стоять на выделенном месте пять лет. За гарантированное место оператор перечисляет в городской бюджет фиксированную сумму за факт заключения контракта помимо арендной платы. В 2000 году пятилетние договоры с городом заключили владельцы 70% конструкций - те, кто смог заплатить единовременно от $0,5 млн до $1 млн в зависимости от числа оплачиваемых мест.
В этом году срок заключенных в 2000-м контрактов истек, и участники рынка начали с чиновниками переговоры по условиям их перезаключения. За право аренды одного щита 3 x 6 в центре оператору было предложено заплатить 350-500 тыс.
руб., а на окраине города - 75-100 тыс. руб. В результате, например, крупнейший оператор News Outdoor должен был выплатить около $10 млн, а операторы из первой пятерки - по $4-5 млн.
На новые условия согласились большинство операторов. 17 мая комитет по рекламе и информации Москвы направил проект нового долгосрочного договора и соглашения о праве его заключения в правительство Москвы, и ожидалось, что операторы подпишут контракты с мэрией до конца июня. Но, как рассказал "Бизнесу" председатель комитета по рекламе Владимир Макаров, документы пока не согласованы. Более того, не исключено, что сбудется худший кошмар операторов: правительство Москвы, как сказал Макаров, может выставить места на открытый конкурс.
Стоит обратитьвнимание, что долгосрочные контракты у большинства операторов заканчиваются уже в этом месяце.
"В результате если идея конкурса реализуется, мэрия сможет сразу серьезно сократить количество конструкций в городе, чего правительство Москвы давно и добивается,- говорит гендиректор исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин.- Кроме того, это дает возможность городу сразу получить значительные поступления в бюджет. Город формирует лоты, назначает стартовую сумму, а дальше уже кто даст больше денег, тот и получит места". По его сведениям, некоторое время назад комитет рекламы обратился к TNS Gallup Media с просьбой провести исследование для расчета коэффициента К2, применяемого при определении величины ЕНВД для владельцев рекламных конструкций. "Впрочем, возможно, это делается, чтобы иметь обоснования для назначения цен лотов на конкурсе",- не исключает Березкин.
Получить комментарии у TNS Gallup Media "Бизнесу" в выходные не удалось.
Эксперты говорят, что если конкурс состоится, это приведет к полному переделу рынка: достаточным количеством свободных средств для участия в торгах обладают только два оператора - News Outdoor и Gallery Group. Они получили крупные кредиты от ЕБРР (соответственно на $130 млн и $75 млн), а Gallery Group к тому же около месяца назад разместила евробонды на $175 млн.
Президент Gallery Анатолий Мостовой заявил "Бизнесу", что его компания будет участвовать в конкурсе. В News Outdoor от комментариев отказались "до тех пор, пока не будет принято решение о проведении конкурсов".
"Если будет принято решение о проведении конкурсов на все конструкции, средним и мелким операторам делать там будет нечего - их места достанутся крупным игрокам",- говорит Андрей Березкин. Заместитель гендиректора компании "Вершина" Владимир Пантюхин еще более пессимистичен: "Это не выгодно никому: всегда найдутся люди с большими деньгами, которые будут готовы перебить предложение даже крупнейших операторов. Есть российские компании, у которых имеются деньги и которые могут захотеть выйти на этот рынок, есть и крупные иностранные операторы, например Viacom". К тому же, по мнению Пантюхина, победители обязательно захотят "отбить" средства, потраченные наконкурсах и на установку новых конструкций, за счет резкого повышения цен на рекламу. "В итоге расценки вырастут так, что денег на рекламу хватит только у транснациональных компаний",- опасается он. Глава компании "Вера-Олимп" Дмитрий Дюмин в связи с этим напоминает, что выставить места на конкурс чиновники хотели еще несколько лет назад, но от этой идеи отказались: "Мировой опыт показывает, что такие аукционы просто вынимают деньги из бизнеса и отрасль прекращает свое развитие на много лет вперед".

МАРИНА НОСКОВИЧ

Деловая газета "Бизнес"