15.06.2006

МБРР построит РОСНО финансовый супермаркет



АФК "Система" стала еще одной группой, решившейся развивать бизнес по принципу "финансового супермаркета" в составе банка и страховой компании.
Входящий в холдинг Московский банк реконструкции и развития (МБРР) будет создавать "супермаркеты" в более чем 300 офисах РОСНО.
Концепцию "финансового супермаркета", появившуюся на Западе много лет назад, российские банки начали использовать в начале этого века. Идея подразумевает продажу в одном месте широкого набора услуг: банковских кредитов, вкладов или карточек, паев управляющих компаний, страховых полисов и т. д. Одним из первых работать по такому принципу начала ФК "Уралсиб". О намерении создавать "финансовый супермаркет" в разное время заявляли Росбанк, Альфа-банк, банки группы МЕНАТЕП (сейчас "Траст") и многие другие. Эту модель использует и "дочка" Citigroup Ситибанк. Теперь пойти по похожему пути намерена "дочка" АФК "Система" - МБРР, используя для развития розничного бизнеса офисы страховщика РОСНО (также входит в холдинг Владимира Евтушенкова). Сеть РОСНО- хороший ресурс для банка. Она насчитывает 100 филиалов, 203 агентства и более 2 тыс. агентов в Москве и Московской области. В меморандуме к выпуску еврооблигаций МБРР говорится, что на базе офисов страховщика планируется создать "финансовые супермаркеты", где клиенты смогут получить и кредиты, и страховые полисы. Одновременно МБРР будет использовать агентов РОСНО для продвижения совместных кобрэндовых проектов.
Представитель МБРР Юлиана Васильева вчера не смогла прокомментировать планы банка. Впрочем, о намерении сделать акцент на развитии розницы банк объявил два года назад, когда акционеры банка вели переговоры о вхождении в его капитал британского фонда Sabre Capital Worldwide. Эта сделка не состоялась, однако ритейл остался среди приоритетов банка, который традиционно использует в экспансии ресурсы "Системы". Так, соглашение с МТС дало банку право открыть 21 мини-офис в отделениях розничных продаж компании (на конец 2005 года их было открыто 18) и установить банкоматы (на конец 2005 года 48 в МТС и 32 - в МГТС). Вместе с МТС и MasterCard банк запустил кобрэндовый проект. А в 2004 году МБРР договорился с РОСНО о перекрестной продаже страховых и банковских услуг. Гендиректор РОСНО Леван Васадзе сказал "Бизнесу", что компания давно сотрудничает с МБРР, но не стал подробно комментировать это сотрудничество.
Между тем банкиры называют идею сотрудничества банков со страховщиками спорной. Офис страховой компании не приспособлен для проведения банковских кассовых операций, требования для них отличаются от страховых, говорит зампред правления Русь-банка Александр Фалев. "Возможен только безналичный вариант получения кредита: кредитные карты или перечисление средств по безналичному расчету, например за страховой полис",- поясняет он. Это могут быть просто консультационные услуги по оформлению документов на получение кредита, не исключает Фалев. Но банк получит дополнительные возможности по привлечению клиентов с меньшими затратами, добавляет руководитель департамента продаж Городского ипотечного банка (ГИБ) Игорь Жигунов. Начальник управления развития бизнеса Банка Москвы Альберт Андрианов беспокоится, что страховыми услугами население пользуется мало и весьма неохотно. "Все будет зависеть от того, какой продукт будет первичный, а какой - предложен в нагрузку",- отмечает он. По мнению Александра Фалева, чтобы проект оказался успешным, страховая компания должна обладать разветвленной сетью. "Пока российским страховщикам далеко до западных",- говорит он. Главное, чтобы партнерство определилось с целевой аудиторией и предлагало продукт, "поставленный на поток", а "не бутиковый", считает Жигунов.

ОКСАНА КОБЗЕВА
АЛЕКСАНДР КАДУШИН

Деловая газета "Бизнес"