16.06.2006

«Глянец» должен стать отечественным



Рост рынка глянцевых печатных изданий сдерживается отсутствием отечественной мелованной бумаги, которую приходится импортировать. Российская бумажная отрасль не собиралась удовлетворять потребности издателей. ЦБК «Волга» намеревается начать производство такой бумаги, однако завершения проекта придется ждать до 2010 года.

Заместитель гендиректора ОАО «Волга» (Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат) Сергей Серебряков заявил о том, что ЦБК планирует создать новое производство. В следующем году будет запущен проект производства мелованной бумаги стоимостью 300 млн евро. Пока не определено точно, будут ли это собственные средства ЦБК или заемные. По словам Серебрякова, согласно проекту, разработанному для «Волги» финской компанией Yaakko Poyry, в действие будет введена новая бумагоделательная машина, которая будет производить легкомелованную бумагу из лиственных пород древесины. Мощность новой буммашины пока окончательно не определена, однако, по словам Серебрякова, если проект будет удачно реализован, предприятие сможет ежегодно производить не менее 500-600 тыс. тонн высококачественной бумаги. Этот объем должен полностью удовлетворить потребности отечественного рынка.

ОАО «Волга» расположено в городе Балахна Нижегородской области, занимает около одной трети рынка общероссийского производства газетной бумаги (554 тыс. тонн в 2005 году). В среднем 65% продукции производится на экспорт. Поставки осуществляются в 25 стран Европы, Азии и Ближнего Востока. Доля в общероссийском экспорте газетной бумаги составляет 35%.

Завершение реализации проекта намечено на 2010 год. По мнению специалистов, потребность создания в России подобного производства очевидна. «У нас в стране практически не производится мелованная бумага, по данным Росстата, Россия за год производит всего 1,5 тыс тонн – менее 0,1% от общего производства бумаги, – рассказывает аналитик "Леспром Индастри Консалтинг" Илья Шиян. – 97% мелованной бумаги для своих нужд Россия импортирует». По словам эксперта, ввозная пошлина на мелованную бумагу сейчас составляет 15% от стоимости, что повышает конечную цену продукта.

«Таким образом, производство мелованной бумаги внутри страны значительно снизит цены на нее», – говорит Шиян. Кроме того, по оценке аналитика, если ЦБК «Волга» выйдет на планируемые объемы производства к 2010 году, то сможет не только удовлетворить потребности всего российского рынка мелованной бумаги, но и отправлять свою продукцию на экспорт.

Эксперт группы «ЦентрИнвест» Михаил Ганелин согласен с коллегой и считает, что у ЦБК «Волга» хорошие перспективы. «Многие компании заявляли о планах создания производства мелованной бумаги, однако конкретных проектов ни у кого не было, – рассказывает Ганелин. – Если ОАО "Волга" удастся осуществить свои планы, это предприятие станет первым, а к 2010 году – крупнейшим игроком на рынке мелованной бумаги России».

Последний тезис Ганелина подтверждается тем, что лидеры российской деревообрабатывающей отрасли не собираются заниматься мелованной бумагой. «Это не наш рынок, – сказали "Газете.Ru" в корпорации "Илим Палп". – Мы специализируемся на картоне и упаковке». Архангельский ЦБК также не намерен атаковать рынок высококачественной бумаги. «Ранее у нас был проект такого производства, – рассказала пресс-секретарь АЦБК Милена Авада. – Однако потом мы его закрыли. Каждое предприятие занимает свою нишу и имеет собственную линейку продуктов. Гораздо выгоднее вкладывать деньги в уже существующие мощности».

Потребители бумаги явно не согласны с производителями, они давно ждут изменения ситуации на этом рынке. «Этот проект является стратегическим, – считает заместитель гендиректора ОАО "Полиграфический комплекс «Пушкинская площадь»" Андрей Сулейков. – Вся наша полиграфическая отрасль является импортозависимой».

По словам Сулейкова, рост рынка печати на мелованных бумагах только за прошлый год составил 20%. «Таким образом, запуская отечественные линии по производству мелованной бумаги, отрасль старается преодолеть импортозависимость», – говорит Сулейков. Однако, по его словам, будущим покупателям бумаги необходимо понимать, кто обеспечит сопровождение проекта после его запуска.

Также потребители говорят об упрощении логистических процессов, которое станет возможно при организации производства мелованной бумаги в России. Технический директор журнала «Эксперт» Игорь Исаков объяснил «Газете.Ru», что использовать в издательском деле бумагу отечественного производство выгоднее, так как сокращаются сроки выпуска издания. «Закупая бумагу за рубежом, мы сталкиваемся с проблемой таможни, на которой теряется время, – говорит Исаков. – Соответственно, снижается оперативность выпуска». // Алексей Топалов

Газета.RU