19.06.2006

Шереметьево-3 отдадут под внешнее управление по итогам закрытого конкурса



Впервые в истории отечественной авиаиндустрии для аэропорта выбирается специализированная управляющая компания (УК). Дочерняя компания "Аэрофлота" ОАО "Терминал" объявила конкурс по выбору УК для третьего терминала в аэропорту Шереметьево. Победитель конкурса, итоги которого планируется подвести в сентябре, должен будет помочь АО запустить терминал в эксплуатацию в конце 2007 года, взять на себя внедрение трансферных технологий и заняться неавиационным бизнесом Шереметьево-3 с объемом перевозок в 9 млн пассажиров. По сведениям Ъ, приглашение участвовать в конкурсе по управлению терминалом с оборотом в $500 млн разослано ведущим мировым аэропортовым операторам.

Как рассказал Ъ собеседник в ОАО "Терминал", реализующем проект строительства терминала Шереметьево-3, рассылка приглашений потенциальным участникам конкурса по выбору управляющей компании для терминала началась два месяца назад. Гендиректор ОАО "Терминал" Кирилл Будаев подтвердил Ъ факт проведения конкурса по выбору УК. Конкурс носит закрытый характер, перечень его участников не разглашается. По сведениям Ъ, речь идет о нескольких десятках компаний из числа мировых специализированных операторов, в частности о французском Aeroports de Paris (ADP), британском BAA, германских Fraport и Hochtief, итальянском Aeroporti di Roma. Для сравнения: в прошлогоднем тендере по выбору генподрядчика строительства Шереметьево-3, выигранном турецкой Enka, участвовали 38 компаний. По словам Михаила Василенко, гендиректора ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ), управляющего терминалами Шереметьево-1 и Шереметьево-2, МАШ тоже получил соответствующее приглашение.

Строительство Шереметьево-3, предназначенного для обслуживания клиентов "Аэрофлота" и его партнеров по альянсу SkyTeam, началось в июле 2005 года. Проект, разработанный Aeroports de Paris Ingenierie и "Аэропроектом", включает здание терминала пропускной способностью 9 млн пассажиров в год, многоуровневую стоянку на 3,5 тыс. машиномест, подъездные дороги и эстакады, рулежные дорожки и перрон, рассчитанный на 32 стоянки для воздушных судов. Терминал должен быть введен в эксплуатацию в ноябре 2007 года. Проект финансируется за счет акционеров ОАО "Терминал" – "Аэрофлота", Внешторгбанка и Внешэкономбанка (около $130 млн) и кредита обоих банков в размере $475 млн.

По словам собеседника Ъ в ОАО "Терминал", перед победителем конкурса по выбору управляющей компании будет поставлено несколько задач. Он должен будет обеспечить ввод в эксплуатацию Шереметьево-3, разработать и внедрить трансферные технологии, а также займется неавиационным бизнесом терминала. Соглашение об управлении подписывается на несколько лет, размер вознаграждения не разглашается. По словам источника Ъ, речь идет о фиксированной сумме, которая будет варьироваться в зависимости от достигнутых финансовых показателей работы терминала. Отметим, что как раз планируемые финансовые показатели Шереметьево-3 ни в "Аэрофлоте", ни в ОАО "Терминал" не раскрывают. Первый замгендиректора ОАО "Аэропорт Внуково" Виталий Ванцев оценивает годовой оборот Шереметьево-3, исходя из пассажиропотока, в $450 млн. "Как правило, вознаграждение оператора составляет 2% от выручки и 5% от чистой прибыли, однако конкретные цифры зависят от многих факторов",– говорит господин Ванцев. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает, что солидные иностранные операторы не пойдут в Шереметьево-3 за вознаграждение менее 7-10% от выручки, а оборот терминала без учета доходов от торговли он оценивает примерно в $300 млн. Опрошенные Ъ участники рынка отмечают, что специальный отбор управляющей организации для аэропортового терминала проводится в истории отечественной авиаиндустрии впервые, но одобряют эту инициативу. "'Аэрофлот' – авиакомпания, а перевозочный и аэропортовый бизнес друг с другом несовместимы. Кроме того, специализированный оператор должен разделить с собственником и менеджментом ОАО 'Терминал' ответственность за прибыльность и окупаемость проекта",– отмечает один из участников рынка.

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН

КоммерсантЪ