19.06.2006

Расплата Кудрина. Минфин нашел, куда инвестировать треть стабфонда



В пятницу поздно вечером стало известно, что очередной раунд переговоров России с Парижским клубом кредиторов увенчался успехом. Агентство "Интерфакс" со ссылкой на близкий к переговорам источник сообщило о том, что в ближайшие месяцы Россия выплатит Парижскому клубу 22 млрд. долларов долга. Экономия на процентах при таком раскладе составит 6 млрд. долларов.

Впрочем, источник "Газеты" в Минфине напоминает, что "ориентировочно до конца августа еще предстоит определить точную сумму бонуса, который придется заплатить членам клуба за досрочное погашение". Пресс-секретарь Алексея Кудрина Павел Кузнецов, в свою очередь, заявил, что пока "в Минфине такую информацию не комментируют".

Известно только, что за досрочное погашение долга Россия выплатит Германии дополнительно 700 млн. долларов.

Дальше проще: учитывая, что Германия - главный российский кредитор, можно предположить, что общая сумма комиссии за досрочное погашение не превысит 1 млрд. долларов. Для России экономия на процентах, которые не будут выплачены из-за досрочного погашения основной части долга, составит 6 млрд. долларов до 2025 года, а это значит, что Минфин сэкономил бюджету, по сути, годовой объем затрат на национальные проекты (как раз около 5 млрд. долларов).

В свою очередь, согласие кредиторов потерять 5 млрд. долларов имеет объяснение. У той же Германии дефицит бюджета скоро превысит установленные Евросоюзом нормы. В 2005 году он составил 3,3% от ВВП. Правительство ФРГ уже пошло на крайне непопулярную меру - увеличение НДС с 16 до 19%. В этих условиях даже 0,7 млрд. долларов не лишние. Для России же выгода от этой ситуации не только в международном престиже и возможном повышении инвестиционного рейтинга, ведь известно, что Германия для устранения дефицита бюджета часть российских долгов продала, а назвать перепродажу внешнего долга РФ выгодной для Минфина нельзя.

И, наконец, еще одна выгода обуславливается источником погашения. Положение о расходовании средств стабфонда предусматривает трату денег только на выплату внешних долгов и покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда. 22 млрд. долларов - это почти треть стабфонда. В условиях, когда ведутся дискуссии о размещении денег, такие расходы очень даже кстати. Известно, что Минфин активно возражает против идеи аппарата правительства вложить деньги в "голубые фишки" зарубежных компаний. Хрупкий компромисс был достигнут недавно, когда вице-премьер Александр Жуков публично объявил о предстоящем высокодоходном инвестировании стабфонда. Но с оговоркой, что сначала будет накоплено достаточно денег для выполнения стерилизующей функции. Теперь же, когда треть накоплений отойдет в казну европейских кредиторов, "час Х" для Минфина откладывается на неопределенный срок - такими темпами накопить достаточно средств для более активного размещения денег будет непросто.

К тому же после раздачи денег Германии, Франции и Италии (крупнейшим кредиторам в рамках Парижского клуба) объем внешнего долга сократится до 50 млрд. долларов. С одной стороны, это очень мало, с другой - на ближайшие годы есть устраивающее всех место вложения денег.

Андрей Лавров

Газета