21.06.2006

Бельгийский банкрот обратился не по адресу



Российским юристам удалось отстоять государственные интересы в споре с иностранцами. Вчера стало известно, что Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма отказался рассматривать иск бельгийской строительной компании "Бершадер интернешнл", которая пыталась взыскать с российской стороны компенсацию $20 млн убытков, якобы понесенных ею в результате расторжения договора о реконструкции зданий Верховного суда. Однако эксперты считают, что у бельгийцев еще есть шанс доказать свою правоту, но только в рамках российского законодательства.

Бельгийская компания с 1994 года выступала генподрядчиком при реконструкции комплекса зданий Верховного суда в России. Однако в 2001 году российская сторона расторгла договор, сославшись на то, что фирма не выполнила его условия. В частности, нарушила срок введения в эксплуатацию объекта. Уже после того, как стороны подписали акт взаиморасчетов, "Бершадер интернешнл" заявила о дополнительных расходах. И несмотря на то, что, согласно договору, споры между сторонами должны рассматриваться в арбитражном суде при ТПП в Москве, владельцы компании Моисей и Владимир Бершадеры предъявили иск в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма о возмещении $20 млн убытков.

"Бельгийская фирма нарушила договорную подсудность, не пожелав использовать защитные механизмы, которые предлагала наша арбитражная система",- говорит старший юрист аудиторско-консультационной группы "Развитие бизнес-систем" Ольга Таркина.

Неудивительно, что дело было признано неподсудным стокгольмскому суду и истцы получили отказ. Однако это вовсе не означает, что в деле поставлена точка. "Фирма сможет доказывать свою правоту в других судебных органах, но уже в рамках российского законодательства, обратившись в арбитражный суд по месту нахождения ответчика",- говорит адвокат коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Дмитрий Черепков.

По словам Ольги Таркиной, бельгийская компания по условиям договора может обратиться в МКАС при ТПП РФ до тех пор, пока не истек срок исковой давности. И если фирма докажет, что действительно понесла дополнительные расходы, представив убедительные аргументы и документальные обоснования, то перспектива выиграть дело у нее есть.

В случае вынесения судом решения не в пользу бельгийской стороны обращение в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма по тому же спору исключено. "Выбирая договорную подсудность, стороны договора тем самым доверяют разрешение спора конкретному суду, пересмотр решения которого другим судом не допускается",- говорит Ольга Таркина.

Вероятность того, что бельгийцы продолжат судебное разбирательство, высока.

Российские юристы, которых Минэкономразвития наняло для правового обеспечения своей позиции, выяснили, что компания находится в состоянии банкротства, а до тех пор пока компания существует, обращение в суд - один из способов оптимизации ее деятельности, а также возможность реструктуризировать свой долг.

ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА

Деловая газета "Бизнес"