22.06.2006

Вьюгин приказал рублю крепчать. Дальнейшее укрепление рубля может навредить добывающему сектору российской экономики, но поможет обновить основные фонды промышленных предприятий

Россия должна решиться на инвестиционную модернизацию экономики за счет дальнейшего укрепления рубля. Такое мнение высказал в среду глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин, выступая на научно-практической конференции «Государственному финансовому контролю в России – 350 лет». Он предлагает больше не противиться укреплению рубля, бесконечно аккумулируя нефтедоллары в Стабилизационном фонде. Сильный рубль, по его мнению, не навредит российским производителям, а напротив, позволит им модернизировать свое производство, покупая импортное технологическое оборудование по более выгодным ценам. Однако прежде чем отважиться на дополнительное укрепление рубля, власти должны определиться, каким отраслям они отдают приоритет в развитии экономики. Только в случае развития инноваций нужен сильный рубль. Сырьевой же экономике он может только навредить, считают эксперты.

Правительство на протяжении последних лет ставит перед собой две взаимоисключающие задачи: не допустить быстрого удорожания национальной валюты и удержать инфляцию, преимущественно за счет укрепления рубля. Сейчас, когда рубль начал дорожать не из-за усилий Центробанка, а в силу падения доллара на валютных рынках, власти перестали метаться и сосредоточили свое внимание только на инфляции, сделав ее проблемой номер один. «Основным условием укрепления рубля становится не соотношение доллара и евро, а ослабление позиций американской валюты на мировых валютных рынках, – комментирует RBC daily ведущий эксперт «Центра развития» Оксана Осипова. По данным Центробанка, в январе–мае реальный эффективный курс рубля вырос на 5,4% по отношению к декабрю 2005 г.: при этом по отношению к доллару США он увеличился на 9,2%, к евро – на 3,4%. И есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе рубль будет и дальше дорожать. «Цены на нефть продолжают расти, и счет текущих операций в нефтедобывающих странах остается положительным, – отмечает г-жа Осипова. – В силу этого сохраняется тенденция укрепления валют в этих государствах, в том числе и российского рубля».

Учитывая происходящие изменения на валютных рынках, ЦБ России обновил свои прогнозы по укреплению рубля. Как заявил первый заместитель председателя ЦБ Алексей Улюкаев, укрепление реального эффективного курса рубля по итогам года будет на уровне 6,5–7%, тогда как изначально рублю пророчили укрепление на 9% в его реальном выражении. «Но этот прогноз возможен в том случае, если на рынках не произойдет ничего экстраординарного, – добавляет Алексей Улюкаев. – Пока Банк России не берет на себя никаких обязательств и будет действовать, исходя из складывающихся обстоятельств».

Несмотря на то, что за последние три года курс рубля укрепился почти на 16%, по мнению г-на Улюкаева, он остается недооцененной валютой. На еще большем укреплении рубля настаивает и глава ФСФР Олег Вьюгин. Он предлагает дополнительно укреплять валюту и одновременно снижать налоги или инвестировать средства Стабилизационного фонда в эффективные бюджетные программы. Г-н Вьюгин считает, что выбор, сделанный правительством в пользу накопления Стабилизационного фонда, лишает российских производителей доступа к наиболее конкурентным товарам и услугам. «В настоящее время правительство стоит перед выбором: либо бесконечно наращивать Стабфонд, либо укрепить рубль и сделать более дешевым доллар», – говорит глава ФСФР. При этом он признает, что власти исходят из благих побуждений, стараясь не навредить отечественным компаниям, ценовая конкурентоспособность которых может пошатнуться при появлении на рынке импортных дешевых товаров.

Олег Вьюгин констатирует, что российская промышленность, несмотря на достаточно существенное укрепление рубля, «не замедлила свои темпы, а напротив, демонстрирует довольно здоровый рост». По его данным, ВВП России в пересчете на иностранную валюту за последние годы увеличился на 10–15%. «Для внешнего инвестора российская экономика растет чрезвычайно высокими темпами, поэтому мы видим рост иностранных инвестиций, в том числе и портфельных», – добавил г-н Вьюгин. Укрепление рубля не только привлечет дополнительные инвестиции в Россию (поскольку глобальные портфельные инвесторы принимают во внимание и фундаментальные показатели российских компаний, и курс национальной валюты), но и позволит промышленникам самостоятельно модернизировать свое производство. «Если пойти на большее укрепление рубля, то, с одной стороны, усилится конкурентное давление на российские предприятия, а с другой – у них появится больше возможности закупать оборудование и модернизировать производство, – отмечает г-н Вьюгин. – Однако непонятно, какой из этих эффектов от укрепления рубля возобладает».

Риски, связанные с сильным рублем, для экономики, безусловно, существуют. Но вероятность их возникновения, по мнению экспертов, будет зависеть от того, на какие отрасли чиновники планируют делать ставки. «Если приоритет сохранится за сырьевыми отраслями, то тогда Россия должна быть заинтересована в слабом рубле, – сказал в интервью RBC daily ведущий аналитик ИК «Максвелл Капитал» Алексей Воробьев. – Если же делать ставку на инновации, то тогда нужен сильный рубль, при котором возможно техническое перевооружение производств за счет импортных технологий по заниженным ценам». Перспектива обновления основных фондов предприятий должна, по мнению эксперта, уравновесить предполагаемое снижение ценовой конкурентоспособности российских товаропроизводителей. «В этом смысле одно уравновешивает другое, счет становится 1:1», – говорит Алексей Воробьев. Но при сильном рубле снижается рентабельность сырьевых отраслей: чем меньше рублей за доллар они получают, тем меньше размер их рублевой выручки. «Сейчас нефтяники получают неплохие финансовые результаты только благодаря тому, что укрепление рубля нивелируется высокими ценами на нефть», – поясняет Воробьев. – Хотя многие нефтяные компании, например «Газпром», начинают заключать контракты в евро».

Если денежные власти прислушаются к советам Вьюгина, то им следует быть острожными при выборе инструментов укрепления рубля. «В прошлом году из-за возросшего спроса на валюту для выплат Парижскому клубу произошла небольшая девальвация рубля, – комментирует г-жа Осипова. – Если будем стимулировать спрос на инвестиции, то рубль начнет укрепляться». От изменения же налоговой политики эксперты советуют воздержаться. Снижение налогов, которое позволит российским производителям уменьшить цену на свой товар и спокойно конкурировать с импортерами, спровоцирует спрос на потребительском рынке, который и так разогрет. Другое дело, если правительство будет менять налоговую систему для увеличения ввоза промышленного оборудования. «Вот здесь как никогда нужно участие государства, чтобы российские предприятия смогли сделать технический рывок», – уверена Оксана Осипова.

Людмила Новикова

Деловая газета "Бизнес"