26.06.2006

Кнопочная дисциплина. Каким был телевизионный сезон-2005/06



Вот уже третий телесезон Ъ в рубрике "Телелидеры" на основании данных TNS Gallup Media еженедельно представляет наиболее популярные телепроекты и анализ программной политики основных телеканалов. По итогам сезона, который на телевидении традиционно начинается в сентябре и идет на спад к началу лета, обозреватель Ъ АРИНА Ъ-БОРОДИНА представляет наиболее заметные события и тенденции, определяющие борьбу за зрителя в российском телеэфире.


Сериалы в отсутствие свежих идей
В этом сезоне на нашем телевидении почти не появилось новых оригинальных программных форматов, не произошло радикальных изменений и в содержании телевизионного эфира. К числу самых заметных и обсуждаемых премьер относятся прежде всего сериалы – точнее, экранизации известных литературных произведений. "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко и "В круге первом" Глеба Панфилова, снятые по романам Михаила Булгакова и Александра Солженицына, стали не только репутационной историей канала "Россия", но и значительным событием сезона. В течение двух недель в декабре и феврале каждую из этих экранизаций посмотрело более половины телезрителей страны (причем интерес был адресным), что для телевидения результат очень значительный. В первую очередь это относится к сериалу "В круге первом", который, несмотря на всю сложность адаптации солженицынской прозы к языку телевидения, нашел отклик даже у массовой аудитории, в большинстве случаев незнакомой с такого уровня литературой.

Умение работать с качественными сериальными премьерами, документальным кино, научно-популярными и просветительскими проектами и привлечение к их просмотру широких народных масс можно поставить в заслугу по итогам сезона не только непревзойденному лидеру в этом направлении – "Первому каналу", но и каналу "Россия", который именно в этом сезоне сумел довести до зрителя несколько "умных" телепроектов, получивших высокие рейтинги. Для канала, где по-прежнему одним из самых рейтинговых проектов является "Кривое зеркало" Евгения Петросяна (его смотрит около трети россиян), это большой шаг вперед. Кстати, в этом телесезоне рейтинги господина Петросяна продолжали медленно снижаться: если в прошлом году его проект вошел в Топ-10 хотя бы в Москве, то сейчас его нет даже в первой двадцатке. Зато растет популярность Максима Галкина – каждое его сольное выступление на "Первом" вне зависимости от месяца года собирает рекордные рейтинги (доли под 40%), лишь немногим уступающие популярности телевыступлений Владимира Путина. Юмор и развлекательные форматы все меньше держат зрителя в прайм-тайм, хотя рейтинги у них пока еще выше средних. Свою ошибку с перебором юмористических концертов раньше других осознали на "Первом канале", представив зрителям новый тип развлекательного шоу с Иваном Ургантом. Но, как всякий эксперимент, формат прошел сложное испытание: рейтинги были неустойчивыми, и его будущее неясно. Возрастной зритель, который преимущественно смотрит "Первый" и "Россию", все еще активно поглощает юмористический ширпотреб и предпочитает более примитивный тип шуток. А более молодой зритель уже давно выбрал "Хорошие шутки" на СТС и "Комеди Клаб" на ТНТ (эти программы у "сетевиков" в числе самых рейтинговых). На ура приняли зрители лицензионный формат "Танцы со звездами" на "России". Успех этого проекта – лишнее подтверждение тому, что зрителям стали надоедать типовые сборные юмористические и музыкальные концерты.

Лицензионный сериальный формат "Не родись красивой" в жанре драмеди принес ошеломительный успех каналу СТС. Сюжет о современной жизни и любви "офисного пролетариата", пусть и переложенный на сериальный язык, оказался очень востребован активным зрителем в возрасте до 45 лет. Сериал "Не родись красивой" стал главной рейтинговой неожиданностью и успехом телесезона: стартовав в сентябре с доли в 17%, вскоре он достиг показателя 30%, что раньше для сетевого канала было немыслимым результатом. В течение сезона "Не родись красивой" неоднократно возглавлял Топ-10 в Москве и по всей стране, опережая традиционные проекты-лидеры федеральных каналов. Еще никогда ни один проект на протяжении более чем полугода не имел такой адресной аудитории, стабильно собирая у экрана более трети зрителей. Примечательно, что это не только зритель, который пришел смотреть "Не родись красивой" на СТС с других каналов: среди аудитории сериала оказалось немало тех, кто раньше вообще не включал телевизор. Именно сериал "Не родись красивой" "вытянул" в этом году СТС, увеличив его долю в среднем на 2% – это самый заметный рост аудитории среди каналов за телесезон. Но в начале июля сериал закончится, и адекватную замену "Не родись красивой" СТС найти будет очень сложно.

На ТНТ впервые ввели формат так называемого прикладного "практически полезного" реалити-шоу. И хотя самым популярным на канале по-прежнему остается раскритикованный общественным мнением "Дом-2", на ТНТ в реальном времени стали учить молодежь зарабатывать деньги и добиваться успеха в профессии и бизнесе (шоу "Кандидат", "Шанс" и "Капитал").


Криминал против дискуссий
На 1% выросла аудитория НТВ: среди каналов-лидеров это весьма заметный результат. В минувшем сезоне на НТВ сформировался новый тип зрителя, предпочитающий телевидение трэша. Криминал и скандалы – самые рейтинговые проекты канала. "Чистосердечное признание" и обзор происшествий за неделю – привлекали в среднем более 30% доли аудитории. Таких показателей на НТВ по стране не собирал ни один проект за последние несколько лет. На НТВ в прайм-тайм осветили фактически все профессии криминального мира, детализировали психофизиологические отклонения (фильм о людоедах), а также демонстрировали в прайм-тайм изувеченных детей, изуродованных взрослых, покалеченных животных. Все это оказалось востребованным большой частью зрителей, и, судя по всему, криминал и жестокость на канале будут развиваться и далее. "Криминализация" НТВ оттолкнула от канала прежних зрителей и женскую аудиторию. Как следствие – низкий интерес к одной из лучших экранизаций последних лет, "Доктору Живаго" Александра Прошкина. На НТВ в отличие от двух главных каналов не захотели или не смогли увлечь нового зрителя этой сложной и многослойной пастернаковской экранизацией. Но тем, кто сейчас смотрит НТВ, важнее другое – зашкаливающий объем криминала в эфире и исключительно жесткие сериальные детективы и боевики в прайм-тайм тому подтверждение.

Заметнее всего снизились за сезон показатели госканалов – "Первого" (потерял более 2% аудитории) и "России" (-3%). Канал "Россия" так и не смог изменить расклад сил на телеплощадке – лидером как по стране, так и в столице по-прежнему остается "Первый канал". На нем самым рейтинговым жанром сезона была "желтая" документалистика. Фильмы из жизни популярных людей (свадьбы, разводы, романы и даже смерть), а также различные предсказания и мистика имели небывалый успех у зрителей. Кульминацией стал фильм о Наталье Гундаревой с кадрами из больничной палаты, где перед смертью находилась известная актриса. Этот фильм посмотрело почти полстраны.

Уловив живой интерес зрителей к чужой частной жизни, эту тему стали активно эксплуатировать и в документальных форматах, и в ток-шоу Андрея Малахова на "Первом канале", и на НТВ в "Профрепе" и "Программе 'Максимум'". Но "Первый" все же не забывал и о настоящей телевизионной эстетике. Более 22% аудитории смотрели после полуночи семисерийный высококачественный просветительский проект Льва Николаева "Братство бомбы", и около 30% телезрителей привлек документально-художественный совместный проект "Первого" и ВВС "Битва за космос". В интересе к этим проектам прослеживается редкий для нашего телевидения симбиоз: их одновременно смотрели и массовый, и элитарный зритель-интеллектуал. "Первый" с подавляющим отрывом от других каналов традиционно лидировал во время наиболее популярных у народа праздников – в Новый год и День Победы, представляя зрителям наиболее адекватное этим дням программирование. На "России" также процветала документалистика, но канал не шел на поводу у массовой публики, не культивировал "желтизну", к темам фильмов здесь подходили более щепетильно. Как результат – более умеренные рейтинги, хотя интерес оставался стабильным. Оригинальных программных идей на "России" было куда меньше, чем на "Первом", а одной из форм конкуренции, как и в прошлом сезоне, оставалось контрпрограммирование.

Хуже всего обстоит ситуация с новостными и дискуссионными форматами: над новостями на госканалах и даже на НТВ властвует цензура. Несмотря на серьезное развитие информационных технологий и интерес зрителей (особенно заметно выросли рейтинги новостей в Москве у НТВ, совсем немного уступая "Первому каналу"), влияние Кремля не позволяет сегодня воспринимать новости как информацию, и в большинстве случаев они оставляют привкус массированной госпропаганды. Даже Владимир Познер не скрывает, что цензура на телевидении есть, как и запрет на появление в эфире некоторых политиков. Их фамилии господин Познер не назвал, но очевидно, что в новостях и итоговых программах "Первого", "России" и НТВ в течение сезона почти не показывали Михаила Касьянова, а Владимир Рыжков и Гарри Каспаров на федеральных каналах уже давно запрещены. Эфир этим трем политикам предоставлял только Ren TV: здесь, несмотря на смену акционеров и руководства канала, унификацию новостей, все-таки дают площадку для критикующих власть политиков.

Велика у зрителей потребность и в дискуссионных форматах. То немногое, что есть сейчас на "Первом", НТВ и "России", пользуется стабильным вниманием аудитории – вне зависимости от того, есть ли там политика. Свободный разговор мыслящих людей либо попытка анализа актуальных событий, судя по рейтингам, все активнее интересует зрителей. Похоже, эту тенденцию отчетливо уловили на всех каналах, особенно на "Первом". Здесь совсем недавно вернули в эфир формат ночного "умного интервью" с Борисом Берманом и Ильдаром Жандаревым (у первых выпусков сразу же были весьма заметные рейтинги). Вскоре на "Первом канале" вновь появится и Светлана Сорокина. Но ограничения на темы и персоны, приглашаемые для их обсуждения в эфире, на всех каналах пока никто не снимал. А самым смелым дискуссионным форматом в этом сезоне, похоже, стал дневной субботний проект АТВ на канале ТВЦ "Сто вопросов взрослому" (для этого канала сезон был переходным: новый гендиректор Александр Пономарев всерьез намерен менять концепцию ТВЦ и конкурировать с большими каналами). Дети задавали любые вопросы известным людям – от Олега Табакова и Любови Слиски до Михаила Горбачева и Владимира Познера. Спрашивали про личную жизнь, про то, за что сидит в тюрьме Михаил Ходорковский, почему война в Чечне никак не закончится и за что мы должны любить Родину. Этот формат выглядел не по-детски смелым. Смогут ли телеканалы предложить в новом сезоне откровенный разговор для взрослой аудитории, во многом зависит от свободы принимаемых телеруководителями решений. С рейтингами таких форматов, судя по их востребованности зрителем, проблем точно не будет.




Десять самых популярных проектов у московской аудитории с 1 сентября 2005 по 31 мая 2006 года

Место проекта
в рейтинге*
Название проектаКаналДата эфираРейтинг
(%)**
Доля
(%)***
1Новогоднее обращение президента
России Владимира Путина
"Первый канал"31 декабря31,562,8
2Телевизионный сериал "Мастер и
Маргарита"
"Россия"19 декабря29,258,6
3"'Первый' скорый". Новогодний
фильм
"Первый канал"31 декабря22,449
4"Новогодний вечер с Максимом
Галкиным"
"Первый канал"31 декабря20,643,5
5Телевизионный сериал "В круге
первом"
"Россия"29 января1939,6
6"Время""Первый канал"1 января17,438,6
7"Турецкий гамбит". Художественный
фильм
"Первый канал"1 января17,337,8
8"Наталья Гундарева. Личная жизнь
королевы". Документальный фильм
"Первый канал"2 ноября16,945
9"Чистосердечное признание". Фильм
"Челюсти"
НТВ9 апреля16,636,9
10"Чрезвычайное происшествие". Обзор
за неделю
НТВ9 апреля16,535,6



Десять самых популярных проектов у российской аудитории с 1 сентября 2005 по 31 мая 2006 года

Место проекта
в рейтинге*
Название проектаКаналДата эфираРейтинг
(%)**
Доля
(%)***
1Новогоднее обращение президента
России Владимира Путина
"Первый канал"31 декабря30,159,7
2Телевизионный сериал "Мастер и
Маргарита"
"Россия"19 декабря2447,9
3"'Первый' скорый". Новогодний
фильм
"Первый канал"31 декабря22,148,1
4"9 рота". Художественный фильм"Первый канал"9 мая521,151,4
5"Новогодний вечер с Максимом
Галкиным"
"Первый канал"31 декабря2042,8
6Сериал "За все тебя благодарю""Первый канал"15 декабря18,742,2
7"Тайский вояж Степаныча".
Художественный фильм
"Первый канал"2 января1843,6
8"Танцы со звездами""Россия"5 марта17,939,6
9"Турецкий гамбит". Художественный
фильм
"Первый канал"1 января17,740,1
10Сериал "Грозовые ворота""Первый канал"13 февраля17,439,7
Данные по аудитории старше 18 лет – основной читательской аудитории Ъ – представлены TNS Gallup Media.

*В Топ-10 включен только один выход программы или сериала с максимальным рейтингом, выходивших в течение телесезона.

**Рейтинг – процент людей, смотрящих данную программу, от общей численности населения.

***Доля – процент телезрителей, смотревших данный проект, от общего количества зрителей, находящихся в этот момент у телевизора.




"Борьба за зрителя не ослабевает и будет только расти". Руководители телеканалов об итогах телесезона - специально для Ъ
Подвести итоги телесезона-2005/06 обозреватель Ъ АРИНА Ъ-БОРОДИНА попросила руководителей основных телеканалов. Они рассказали, что думают о телевидении, которое делали в этом сезоне, отметили удачи (1) и неудачи (2) – как свои, так и коллег-конкурентов, назвали важные тенденции и проблемы текущего телевизионного процесса и предположили, стоит ли ждать кардинальных перемен в новом сезоне (3). Из этих ответов можно понять, как выглядит сегодняшний телеэфир глазами тех, кто его делает и на него влияет.
Константин Эрнст, гендиректор "Первого канала"
1. Беспрецедентный успех драмеди "Не родись красивой", которая сделала весь сезон каналу СТС, вывел его в первую лигу. Безусловно, успешная реализация международного формата "Танцы со звездами" на канале "Россия"; качественный, хоть, к сожалению, и не собравший высоких рейтингов на НТВ "Доктор Живаго". Что касается "Первого", то отличительной тактикой нашего канала в этом сезоне было большое количество нового телевизионного продукта. Что-то, безусловно, получилось, что-то нет. Из того, что получилось,– "Федеральный судья", "Большие гонки", самая рейтинговая среди всех каналов линейка документального кино. Особенно мне хотелось бы отметить "Братство бомбы" Льва Николаева и первый совместный проект "Первого канала" и ВВС "Битва за космос". Успех документалистики – вообще один из главных трендов этого сезона. Среди сериалов, безусловно, "Грозовые ворота" и "Охота на изюбря", наш новогодний фильм "'Первый' скорый" и все новые ток-шоу этого сезона: "Судите сами", "Лолита. Без комплексов", "Малахов+" и "Пусть говорят". Возлагаю большую надежду на программу "Доктор Курпатов". К заслугам канала могу отнести и успех Димы Билана на "Евровидении-2006". Не хочу показаться своим коллегам нескромным, но, безусловно, в этом сезоне лучший кинопоказ, как отечественный, так и иностранный, был на "Первом канале". Причем вряд ли мы сможем найти зарубежные каналы в свободном доступе с таким качеством кинопоказа.

2. Когда ты выпускаешь такое количество проектов, наивно полагать, что все они будут успешными. Увы, не порадовало нас шоу "Империя". Не совсем получился проект "Формула красоты", и впервые мы прервали показ сериала в прайм-тайм, им стали "Мошенники". В этом сезоне стало очевидно, что наши прогнозы и обращения к коллегам не заниматься эскалацией объемов сериального продукта во избежание его обесценивания, увы, превратились из предвидения в реальность. Второй показ даже суперрейтингового российского сериала в прайм-тайм не имеет шансов на успех. Да, увы, и премьерные показы не поражают наше воображение ни долей, ни рейтингом. Безусловно, "сериальная гонка" привела к девальвации этого телевизионного жанра. Увы, сейчас он уже не так эффективен. Раньше, чем мы предполагали, произошло падение интереса к телевизионной эстраде (юмор и поп-музыка). Но, может быть, это к лучшему. По-прежнему телевизионные игры, за редчайшим исключением, больше не интересуют нашу аудиторию. И реалити-шоу на больших каналах тоже не являются эффективным продуктом. Это все в первую очередь относится к нам самим, а право критиковать наших коллег мы оставим телеобозревателям.

3. Мы не только собираемся менять качество нашего канала, но и последние полгода активно этим занимаемся. Процесс этот не скорый, мы в его начале, но уже имеем положительные результаты. Из того, о чем можно рассказать до начала сезона,– это продолжение увеличения объема и качества новостных программ, общественно-политического вещания, а также программ, пропагандирующих здоровый образ жизни. Будем увеличивать объем спорта и количество "телевизионных событий". Мы по-прежнему будем оставаться каналом, ориентированным на все группы аудитории, предлагая ей большое количество новых разнообразных проектов. Именно "новое" – это основная тенденция настоящего времени, "старое" – уже не работает. И телевидению в ближайшие годы предстоит радикально измениться. А наша задача – устойчиво сохранять лидирующие позиции канала, чем, собственно, мы занимаемся последние одиннадцать лет.


Антон Златопольский, гендиректор канала "Россия"
1. Если говорить о наших успехах, то, безусловно, это "Мастер и Маргарита" и "В круге первом", а также новый для нашего зрителя тип телепрограммы – "Танцы со звездами". Мы очень рады, что смогли не только предложить очень достойные проекты, но и убедить массового зрителя их смотреть. А это иногда требовало от него непростой душевной работы. Что касается "Танцев со звездами", то их хочется отметить особо. Мне очень приятно, что именно телеканал "Россия" первым рискнул запустить такого рода программу, хотя сомневающихся было много. Отдельно о документалистике на телеканале "Россия" – считаю нашим большим достижением сохранение первоначального "репутационного" уровня наших публицистических проектов. Если говорить о коллегах, то прежде всего отмечу создание мощнейшего механизма производства "документально-развлекательной" линейки на "Первом канале", работающего без сбоев. Владимиру Кулистикову и его команде на НТВ удалось не только преодолеть негативный тренд телеканала, но и вернуть его в "тройку" и, главное, вернуть интерес к информационному блоку НТВ, придать каналу собственное лицо. Ну и, конечно, спасибо Александру Роднянскому за вывод на IPO "СТС-Медиа" – главное событие в массмедиа не только в этом сезоне. И, очевидно, ситкомы на СТС.

2. На нашем канале неожиданно перестали работать сериальные брэнды. Например, "Опера" при сохранении такого же качества продукта не смогла удержаться даже на уровне средних цифр телеканала. К сожалению, наш зритель не принял ситком "Любовь моя". Не могу не отметить общую проблему телевидения в минувшем сезоне, созданную им же самим,– гигантский рост стоимости производства игровых сериалов и отечественных фильмов, в первую очередь за счет гонораров актеров.

3. На мой взгляд, современное российское телевидение, являясь одним из самых интересных и современных в Европе, вряд ли нуждается в каких-то кардинальных изменениях. Другое дело, что конкуренция, борьба за зрителя не ослабевает и будет только расти. В следующем сезоне появится еще один потенциально очень сильный участник – ТВЦ. В принципе развитие получат все телевизионные жанры. К слову, после нашего успеха с "Танцами" в следующем сезоне появятся различные модификации данного проекта.


Александр Роднянский, генеральный директор СТС
1. Хочу назвать проекты, которые мне как профессионалу кажутся актуальными и отвечающими запросам сегодняшнего нового времени. На "Первом канале" отмечу ток-шоу "Лолита. Без комплексов" – внятное, современное, лишенное пафоса, высокомерия, скепсиса и "желтушного" подхода. "Большие гонки" – энергетический и очень объединяющий проект. Очень симпатичен был сериал "Девять месяцев", он ориентирован на частную жизнь и семейные проблемы. Я считаю, что "Девять месяцев" – событие значительно большее, чем "Доктор Живаго", хотя за ним и стоит роман Пастернака. "Девять месяцев" на "Первом" больше отвечал запросам сегодняшнего активного зрителя. Большим событием стал "В круге первом" на "России". Очень честная экранизация. Интерес к ней заслуженный, проект получился бескомпромиссным, без попыток заигрывать с аудиторией. Живыми, яркими на этом же канале были "Танцы со звездами", к тому же это очень современное телевидение. Позитивным обстоятельством, объединяющим основные каналы, было документальное кино. Исключительный проект "Братство бомбы" Льва Николаева, ряд фильмов на "России", замечательные "Исторические хроники" Николая Сванидзе. Вообще все, что касается истории, у нас на телевидении делается по-честному, глубоко и разнообразно. С современностью сложнее, но современность в этом сезоне случилась у нас, в частности в "Не родись красивой". Это наш самый большой успех. Мы нашли современную форму языка, который стал понятен тем, кто сегодня большую часть жизни проводит в офисах. Отмечу наши ситкомы "Моя прекрасная няня", "Кто в доме хозяин". Очень хорошо отношусь к программе "Хорошие шутки", которая в этом сезоне набрала темп, считаю ее одновременно респектабельной и смешной, чего удается добиться нечасто. И для нас по-прежнему важно все, что касается кино, как в программах СТС, так и в производстве. Нам с коллегами с других каналов, прежде всего с "Первым", удалось выстроить новый миф о российском кино, который, несомненно, даст о себе знать в реальности кинопроизводства.

2. В этом сезоне вновь доминировали попытки повторить успешно найденное кем-то телевизионное решение. В связи с этим на рынке происходит размывание брэндов, образов телевизионных каналов и фактически существует один формат телеканала, ретранслируемый несколькими очень разными. Это касается многих форматов, в том числе "мыльных" сериалов. Появился ряд производственных компаний, пытающихся эксплуатировать наметившийся интерес к классике в телеэфире и запрос телеканалов на нее, а также интерес к российскому кино. Боюсь, что это может обрушить рынок.

Считаю, что крупной неудачей был "Золотой теленок" на "Первом", более чем спорным был "Доктор Живаго" на НТВ. Не в этом ряду, но все-таки что-то не сложилось и в "Мастере и Маргарите". Многие из премьерных сериалов в этом сезоне были остановлены в эфире больших каналов, нет ответа на вопрос, будет ли удачен второй показ даже громких сериальных премьер. Не хватает в эфире общественно-политических ток-шоу, но чувствуется, что аудитория хочет разговора, а дискуссионной площадки очень мало.

3. Принципиально менять что-то в отношении аудитории мы не будем. У нас задача намного более сложная, чем была год назад. Мы должны ответить на ситуацию сложившегося большого успеха, а это очень непросто. И мы отдаем себе отчет, что такие успехи, как у "Не родись красивой", если мы говорим о цифрах, не повторяются. Поэтому мы запускаем в новом сезоне множество разнообразных проектов, их несколько больше, чем обычно. По-прежнему будем экспериментировать с новыми жанрами, с драмеди, с ситкомами. Надеемся, что они ответят на категорическое требование нашей аудитории, которое так масштабно проявилось в "Не родись красивой".


Александр Орджоникидзе, гендиректор Ren TV
1. Самым успешным проектом минувшего сезона для нас стал сериал "Солдаты", стартовавший еще два года назад. Совсем недавно мы закончили показ восьмого сезона. К осени готовим премьеру нового. С моей точки зрения, "Солдаты" – продукт во многом уникальный. Его создатели из продюсерского центра ЛЕАН-М Вячеслав Муругов, Олег Осипов и Тимур Вайнштейн когда-то нащупали и развили эту тему, не стали механически эксплуатировать достигнутый успех, а всякий раз находили и по-прежнему находят все новые ситуации и повороты, новых героев. Как следствие – устойчивый зрительский интерес. Еще мне бы хотелось отметить появление на нашем канале в минувшем сезоне "Формулы-1", спортивных соревнований, которые по степени вызываемого резонанса и накалу эмоций уступают разве что футболу и Олимпийским играм. И хотя "Формула-1" уже давно выходит в российском телеэфире, мы первыми стали показывать ее по-новому. Это не только всегда прямой эфир, но еще и специальное шоу, открывающее и завершающее каждую гонку, позволяющее напрямую общаться со зрителем. Этот проект рассчитан на несколько лет, и мы уверены в его потенциале, что и показал минувший сезон.

Если говорить об удачах коллег в минувшем телесезоне, то, конечно, нельзя не назвать сериал "Не родись красивой" на СТС. Его авторы не просто взяли успешный международный формат и механически перенесли на нашу почву, а сумели так переработать, что он стал абсолютно своим для зрителей. Кстати, создание местных версий наиболее успешных международных проектов – общемировая телевизионная тенденция. И она в полной мере реализуется в нашей стране. Вспомните навскидку несколько самых успешных телевизионных программ последних лет, большинство из них сделано по международной лицензии. Нередко можно услышать, что такая телеглобализация ведет к выхолащиванию национальных особенностей телевидения. Лично мне кажется, что эти опасения сильно преувеличены.

2-3. Минувший сезон был сложным для нас. В первую очередь потому, что в прошлом году на Ren TV пришли новые акционеры, как российские, так и международные, и под сложившуюся ситуацию им пришлось подстраиваться на ходу. Именно с этим было связано некоторое падение рейтинговых показателей. Но мы сами для себя определили прошедший сезон как переходный. Что касается сезона следующего, то свою задачу мы видим в том, чтобы уйти от некоторой разбросанности, которая, как мне кажется, была присуща каналу в прежние годы. Мы, безусловно, сохраним все лучшее и вместе с тем предложим своим зрителям целый пакет новых программ (сейчас в производстве находится более двадцати разнообразных проектов). На канале появятся новые лица, он приобретет более современный облик, станет гораздо более агрессивным. Свою целевую аудиторию мы видим в лице людей достаточно молодых – от 25 до 40 лет.


Роман Петренко, генеральный директор ТНТ
1. Самая большая наша удача в том, что "Дом-2" – самое долгоиграющее ежедневное реалити-шоу в мире. Проект успешно перевалил за отметку в два года со дня старта и этим летом на третьем году жизни демонстрирует рейтинги даже выше предыдущего года. Программа о необъяснимых с точки зрения традиционной науки феноменах и явлениях "Необъяснимо, но факт" демонстрирует почти мистическую живучесть. Программа, первоначально спроектированная для "предпрайма", успешно перекочевала в самый конкурентный слот прайм-тайма – 20.00 – и успешно выдерживает колоссальную конкуренцию. Из недавних успешных премьер на ТНТ можно отметить "Клуб бывших жен" и "Капитал". "Капитал", единственное в своем роде шоу на нашем телевидении,– это документальная драма об инвестициях. В ролях – четыре успешных российских бизнесмена: Недорослев, Чичваркин, Коркунов и Надежда Копытина. Цифры по массовым аудиториям были предсказуемо невелики. Но проект собрал самую необычную телеаудиторию – владельцев частных предприятий.

2. В конце 2005 – начале 2006 года мы продолжили эксперименты с ежедневными реалити-шоу. Но оба новых шоу "Голод. Нью-Йорк" и "Офис" прошли не очень удачно.

3. ТНТ по-прежнему остается в двух жанрах – реалити и комедия. Сейчас производится беспрецедентное количество премьер, не менее десяти свежих по духу, необычных программ о том, как менять жизнь к лучшему каждый день. Все они выйдут в эфир в следующие полгода. В ближайшее время – "Няня спешит на помощь", "Кандидат" с Владимиром Потаниным, "Обмен женами", "Голые стены", новый сезон "Клуба бывших жен". Кроме собственных оригинальных идей в распоряжении канала сейчас огромная коллекция форматов от ведущих мировых производителей. ТНТ и впредь будет внедряться во все сферы жизни современного человека – карьера, бизнес, личные отношения, семья, дети,– извлекая и демонстрируя успешные образцы поведения. Герой программ ТНТ – простой человек, который мечтает о лучшем и готов исполнить свои мечты. Зрители на конкретных примерах могут увидеть, как достичь желаемого результата или стать другим. Есть идея? На ней можно заработать – приходи в "Капитал" на ТНТ. Надоела работа, хочешь сменить профессию и круг общения – проект "Другая жизнь". Разрыв, развод, разочарование в любви? Они сделают тебя сильнее, если правильно их пережить,– смотри "Клуб бывших жен". ТНТ помогает мужчинам понимать женщин ("Настоящий мужчина") и проверяет звезд на готовность стать родителем ("Ребенок-робот").


Генеральный директор НТВ Владимир Кулистиков отказался подводить итоги телесезона.




КоммерсантЪ