29.06.2006

Презумпция недобросовестности. Налоговое администрирование



Уже завтра депутатам Госдумы предстоит провести второе, решающее чтение законопроекта о налоговом администрировании, который готовился более года. Минфину удалось отстоять свою позицию по ряду ключевых вопросов при обсуждении документа. Предприниматели крайне негативно оценивают получившийся вариант закона, полагая, что будут всецело зависеть от действий должностных лиц, которые получат неограниченные полномочия в сфере налогового контроля.

Год назад законопроект о совершенствовании налогового администрирования был разработан правительством после президентского указания "перестать терроризировать бизнес". Его целью была оптимизация налогового контроля, упорядочение налоговых проверок и документооборота, усиление ответственности должностных лиц налогового ведомства. К разработке документа были привлечены предприниматели, которые весь год обсуждали с Минфином его концепцию.

Правда, осенью прошлого года при рассмотрении законопроекта в первом чтении оказалось, что диалог с бизнесом имел форму беседы: в документе отсутствовали важнейшие поправки, касающиеся порядка проведения налоговых проверок, предложенные предпринимательским сообществом. Предполагалось, что необходимые бизнесу изменения будут внесены в законопроект ко второму чтению - стороны обсудили более 700 поправок.

Тем не менее по итогам подготовки законопроекта ко второму чтению на бюджетном комитете стало ясно, что в будущем году в Налоговом кодексе (НК) так и не появится ни определения добросовестности налогоплательщика, ни наказания для налоговых инспекторов за вынесение заведомо неправомерных решений. Именно по этим пунктам документа должны были вынести свой вердикт на прошлой неделе депутаты бюджетного комитета.

Все остальные вопросы были сняты еще при обсуждении законопроекта на налоговом подкомитете. Причем большинство решений было вынесено не в пользу налогоплательщиков.

"Не надо засорять закон терминами, которые не могут быть в полной мере применимы на практике",- обратился к депутатам глава бюджетного комитета Госдумы Юрий Васильев, говоря о добросовестности. Депутаты отказались подробно расшифровать это понятие, а автор поправки - зампред бюджетного комитета Андрей Макаров - ее снял, "чтобы не было возможности исковеркать нормы закона".

Вопреки желанию бизнессообщества в НК останется норма о том, что при проведении камеральной проверки налоговики могут использовать не только декларацию и документы по конкретным налогам, но и любые документы "о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа".

По словам Андрея Макарова, дополнительные сведения - например, документы от депозитария или прокуратуры - налоговики смогут использовать лишь для аналитической работы. "Анонимные заявления конкурентов тоже могут быть такими дополнительными документами?" - интересовался президент РСПП Александр Шохин. "Камеральная проверка - это не просто проверка правильности заполнения документов, это большая аналитическая работа, поэтому у налоговиков должно быть право использовать все имеющиеся документы",- подвел итог дискуссии замглавы Минфина Сергей Шаталов.

Не удалось предпринимателям сократить и срок проведения выездных проверок. Более того, по их словам, этот период увеличится с двух до шести месяцев, а учитывая, что проверку можно продлевать и приостанавливать,- то и до 15 месяцев.

Итоговую позицию бизнеса сформулировал зампред комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков. По его словам, "поправки не снимают проблему возможности двойных трактовок НК и создают новые неопределенности, а значит, неизбежен вал обращений в арбитражные суды".

МАРИЯ СЕЛИВАНОВА, ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА

Деловая газета "Бизнес"