30.06.2006

Куплено в России. Потребительский бум и иностранные производства обеспечивают экономике блестящие показатели



Мониторинг "Так интенсивно, как сейчас, платежеспособный спрос на продукцию российских промышленных предприятий не рос еще ни разу с 1992 года",– констатируют в своем исследовании эксперты Института экономики переходного периода (ИЭПП). Опрос руководителей российских предприятий свидетельствует, что в июне промышленность чувствует себя даже лучше, чем в мае, когда были достигнуты очень хорошие показатели. 53% предприятий рапортовали об увеличении объемов производства (в мае таких было 44%, а год назад – 34%). Ощутили рост спроса на свою продукцию 34% предприятий, а снижение – только 7%. Это лучшие показатели за все время проведения опросов ИЭПП.

"Именно рост доходов населения оказывает решающее влияние на развитие промышленности",– считает эксперт ИЭПП Ольга Изряднова. Реальные доходы населения за январь–май текущего года, по данным Росстата, увеличились на 10,5% к соответствующему периоду прошлого года (в январе–мае 2005 года было 7,7%). И заметная часть этих доходов пошла на приобретение отечественной продукции. В результате тревога российских производителей по поводу роста конкурирующего с их продукцией импорта перестала нарастать. По данным опросов ИЭПП, обеспокоенность ростом импорта, достигшая к началу года рекордного показателя, теперь стабилизировалась. А в некоторых отраслях даже заметно снизилась. К примеру, в традиционно страдающей от импорта легкой промышленности в прошлом году 47% руководителей называли его помехой, а сейчас – только 33%. Главный же предмет беспокойства российских промышленников сегодня – внутренняя конкуренция. "Общая тенденция в розничной торговле – стабилизация соотношения между импортом и отечественной продукцией",– говорит Ольга Изряднова. Доля импорта в розничной торговле в первом квартале 2006 года по сравнению с прошлым годом изменилась всего на 1%. Впрочем, если в целом на рынке установился статус-кво, ситуация по отраслям сильно различается. Так, производители пищевых продуктов чувствуют себя весьма уверенно. Опросы потребителей, проведенные Независимым институтом социальной политики (НИСП), показывают, что доля отечественных продуктов в марте 2006 года составляла 88% от общего объема продукции. Десять лет назад она была равна 78%. А в сегменте товаров длительного пользования, напротив, российские товары постепенно теряют рынок. По опросам НИСП, в 2001 году на них приходилось 31% от общего объема продукции, а в 2006-м – 28%. В целом, утверждают эксперты НИСП, "число людей, для которых лейбл 'сделано в России' был раньше поводом для отказа от покупки, в последние годы уменьшилось".

Впрочем, по мнению экспертов ИЭПП, на самом деле признаки перехода от конкуренции с импортом к внутренней конкуренции – это следствие прихода в Россию иностранных производств. Произведенные иностранными фирмами в России товары считаются отечественными, и потребители зачастую принимают их за таковые. А российские производители теперь вынуждены конкурировать не столько с обремененным пошлинами импортом, сколько с импортированными в Россию производствами.

КоммерсантЪ