04.07.2006

"Единая Россия" перевозбудилась от рекламы



Вчера депутаты фракции "Единая Россия" внесли в Госдуму законопроект, запрещающий рекламу "услуг сексуального характера" в СМИ и распространение в доступном для всех теле- и радиоэфире "программ эротического характера". Доля подобных продуктов, считают эксперты, крайне невелика. Однако при этом они отмечают неоднозначность формулировок законопроекта и опасаются, что они дадут очередную возможность давления на СМИ.

Депутаты из фракции "Единая Россия" Владимир Катренко, Владимир Мединский и другие вчера внесли в Госдуму поправки во вступивший в силу четыре дня назад закон "О рекламе", а также в закон "О средствах массовой информации". Поправки в закон "О рекламе" предполагают запрет на рекламу услуг сексуального характера, если только она не распространяется в теле- или радиопрограммах, доступных только на платной основе через декодирующие технические устройства, или в специализированных эротических периодических изданиях. Согласно поправкам в закон "О СМИ", теле- и радиопрограммы эротического характера могут выходить в эфир только на платных каналах.

Как заявил Ъ Владимир Мединский, очередная инициатива по изменению рекламного законодательства вызвана неприлично большим количеством рекламы сексуально ориентированных услуг на ТВ, в первую очередь контент-провайдеров. Между тем, по оценке рекламных агентств, основанной на данных TNS Gallup Media, в 2005 году контент-провайдеры потратили на рекламу $138 млн. При этом сами контент-провайдеры затрудняются ответить, какую именно рекламу считать рекламой секс-услуг, и не выделяют ее из объема так называемой фривольной рекламы. А она составляет не более 20% от общего объема рекламы контент-провайдеров, или около $28 млн. Для сравнения: общий объем рекламного рынка в 2005 году составил $5,01 млрд.

"В эфире подобной рекламы крайне мало, поэтому запрет на нее никак не скажется на тех телеканалах, которые допускают такую рекламу,-- говорит президент 'СТС Медиа' Александр Роднянский.-- К тому же при сокращении объема рекламного времени не будет недостатка в других рекламодателях". Поэтому запрет на рекламу секс-услуг и эротические программы в эфире телевидения недовольства у участников рынка не вызывает. "Примут закон -- мы уберем такие передачи из эфира и будем ставить другие программы",-- говорит гендиректор Ren TV Александр Орджоникидзе. Однако у специалистов вызывает опасения отсутствие четких формулировок, определяющих, что такое секс-услуги и эротические программы. "Это хорошая дубинка для властей: найдется немало программ, которые при желании можно будет отнести к эротическим,-- полагает адвокат Александр Осокин.-- И теперь это будет нарушением закона о СМИ, влекущим предупреждение от Агентства по печати, которое грозит СМИ потерей лицензии". Авторы законопроекта предлагают руководствоваться здравым смыслом, исходя из полученного воспитания. "Есть вещи, которые все понимают",-- уверен господин Мединский. Участники рынка, однако, считают, что этих критериев недостаточно. "Нужно различать высокохудожественное произведение с высокой долей эротики и простую продукцию, ориентированную на незамысловатые чувства и инстинкты",-- говорит Александр Роднянский.

ЮЛИЯ КУЛИКОВА, СЕРГЕЙ СОБОЛЕВ, ТИМУР БОРДЮГ

КоммерсантЪ