05.07.2006

АвтоВАЗ борется с "головной болью"



Московское представительство АвтоВАЗа планирует увеличить официальные продажи Lada в Москве за счет принятия мер в отношении "серых" дилеров. В частности, будет ликвидирован бизнес по оптовой продаже машин некоторыми официальными дилерами и увеличены квоты московской площадки.

Как рассказал "Бизнесу" глава московского представительства завода Юрий Артяков, АвтоВАЗ в ближайшее время планирует увеличить продажи на московском рынке, искоренив при этом "серые" схемы. ""Серые" дилеры - то есть компании, которые не сертифицированы заводом, но продают автомобили Lada,- это наша головная боль",- признал Артяков, добавив, что такие компании не могут проводить предпродажную подготовку и послепродажное обслуживание машин. Ранее представители АвтоВАЗа оценивали долю "серых" продаж на московском рынке в 20%. Знакомый с ситуацией источник считает более близкой к реальности 40-процентную долю "серых", отмечая, что еще два года назад на "серые" продажи приходилось 50% московского рынка. "Если АвтоВАЗу удастся снизить долю "серого" рынка до 20% - это будет большой прогресс",- считает источник.

"20% - тоже много. Но победить "серый" рынок можно: для этого надо искать машины, перепроданные официальными дилерами, и жестко наказывать их, вплоть до лишения дилерского контракта",- полагает директор проекта AutoDealer.Ru Олег Дацкив.

Основной канал появления автомобилей у "серых" дилеров - оптовые продажи официальными дилерами АвтоВАЗа в Москве и Тольятти. "Сейчас мы проводим ревизию дилерской сети. Если мы видим, что дилер проводит много оптовых продаж, то понимаем, что заниматься розницей он не может. Такой дилер не развивается. Соответственно, его квота будет перераспределена по тем салонам, которые реально торгуют и обслуживают Lada",- отметил Артяков. Он добавил, что уже закрыты пять дилеров, специализировавшихся на оптовых продажах, но называть их не стал.

Официальные продажи АвтоВАЗа на московском рынке составляют примерно 12 тыс.

машин ежемесячно. При этом еще около 3-4 тыс. автомобилей попадают к московским дилерам от тольяттинских.

"По нашим оценкам, московский рынок легко "переварит" 15 тыс. машин без демпинга со стороны дилеров",- сказал Артяков, добавив, что московское представительство резко выступает против ценовых войн, которые ведут к снижению доходности дилеров. "Тольяттинские дилеры утверждают, что им не хватает машин, при том что их квота гораздо больше, чем регистрация новых автомобилей Lada в регионе по базам ГИБДД",- отмечает глава московского представительства. "Если эти квоты будут перераспределены из Тольятти туда, где машины реально продаются, это будет хорошо для всего рынка",- сказал топ-менеджер одного из московских дилеров.

Олег Дацкив считает шаги АвтоВАЗа по борьбе с "серым" рынком логичными и способствующими переходу к цивилизованным продажам Lada. "Старые схемы, созданные в интересах определенных людей, надо ломать",- считает он. "Чтобы ни сделало новое руководство АвтоВАЗа, хуже от этого не будет",- добавляет топ-менеджер одного из дилеров.

По словам Дацкива, такие крупные дилеры АвтоВАЗа, как "Автомир", "Инком-авто" и "Автокей", сейчас активно развивают продажи иномарок. "Не исключено, что если бы АвтоВАЗ по-прежнему не вмешивался, эти компании могли бы попросту свернуть продажи Lada. Это стало бы сигналом и для других, менее качественных дилеров, что пора задуматься о другом бизнесе",- считает аналитик. Он добавил, что при таком развитии ситуации "серый" рынок упрочил бы свои позиции, что означало бы серьезное ослабление и без того не самых сильных позиций АвтоВАЗа на московском рынке, где доминируют иномарки.

РОМАН ГУЛЯЕВ

Деловая газета "Бизнес"