07.07.2006

Sony последней прописалась в России



До конца этого года на рынке бытовой техники и электроники не останется серьезных брэндов, которые бы не собирались в России. Как стало известно "Бизнесу", сборочное производство на двух российских заводах налаживает самый консервативный японский производитель - Sony.
До конца октября сборка ЖКтелевизоров этой марки начнется на двух калининградских заводах - "Радиоимпорте" и "Телебалте".
О том, что японская Sony переносит часть сборочного производства в Россию, "Бизнесу" рассказал источник, близкий к Sony, а также несколько участников рынка. Эту информацию подтвердил гендиректор калининградского завода "Радиоимпорт" Игорь Коноплев. По его словам, в качестве сборочных площадок выбраны калининградские заводы "Радиоимпорт" и "Телебалт", производство будет запущено в середине октября. Пока Sony будет собирать в России только ЖК-телевизоры, вопрос о других категориях еще не решен, неизвестны и точные объемы производства, добавил Коноплев.
На "Телебалте" от комментариев отказались, сославшись на то, что договор с Sony еще не подписан. Официальных комментариев Sony получить не удалось.
До этого момента Sony оставалась единственным крупным иностранным производителем электроники, который продавал в России только импортную технику. Так, электроника под брэндом LG собиралась на заводах Rolsen во Фрязине и Воронеже, Samsung - на новгородском "Арсенале" и калининградском "Телебалте", Philips- на "Арсенале".
В начале этого года стало известно о том, что тестовое производство телевизоров на "Телебалте" налаживает Panasonic, после чего Sony осталась последним чистым импортером на российском рынке. Тогда директор по развитию бизнеса Sony в России и странах СНГ Михаил Фандеев рассказывал "Бизнесу", что компания сочла сборочное производство в России нерентабельным из-за высоких затрат на контроль качества.
Участники рынка не удивлены решением Sony и уверены, что перенос сборки ЖК-телевизоров в Россию станет рентабельным проектом. "Невыгодно размещать в России более высокотехнологичное производство типа цифровых камер - в этом случае затраты на оборудование действительно превысят прибыль от локализации. А к идее о контрактной сборке таких категорий, как телевизоры, уже пришли все вендоры",- рассуждает менеджер российского представительства Hitachi Сергей Дорожкин.
Hitachi собирает кинескопные телевизоры на "Телебалте" с 2002 года, а сейчас запускает в России сборку LCD-телевизоров. Экономию на логистике за счет локализации сборки Дорожкин оценивает в 6-7%.
"Кроме того, нельзя упускать, что, размещая сборку в России, компания на 100% легализует свою продукцию и гарантирует себе отсутствие претензий со стороны таможни",- добавляет Дорожкин. Напомним, в конце прошлого года Федеральная таможенная служба в ультимативном порядке потребовала от производителей электроники перейти на прямой импорт, серьезно усложнив процедуру импорта техники в Россию для независимых дистрибуторов.
"При нынешней сложной ситуации с таможней только местная сборка может гарантировать, что заказанный дистрибутором или сетью товар будет на складе вовремя. Это позволяет ритейлеру спрогнозировать какие-то ценовые действия на рынке. Соответственно, локализация упрощает вендору общение с сетями",- рассуждает директор по маркетингу российского Sharp Андрей Захаров. При этом менеждер считает, что сейчас местная сборка не приносит прямой финансовой экономии. "Реальная выгода у Sony появится тогда, когда они начнут собирать в России действительно крупные объемы, как LG",- рассуждает Захаров.
Спокойно относятся к локализации местного производства и российские производители. "Вряд ли производители премиум-сегмента даже после локализации сборки будут снижать цены, мне кажется, за счет этого они просто будут повышать маржу",- уверен совладелец компании Polar (калининградский производитель телевизоров) Эдуард Поляков.

ПЕТР МИРОНЕНКО

Деловая газета "Бизнес"