07.07.2006

Меры против «откатов». Ежегодно 300 млрд. бюджетных рублей оседает в карманах недобросовестных чиновников



По оценкам Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в результате коррупции в области госзаказа российский бюджет ежегодно теряет минимум 300 млрд. рублей. Сократить количество и суммы «откатов» в этой сфере экономики, по мнению специалистов, могут три меры: исполнение вступившего в силу нового закона о размещении государственного муниципального заказа, ратификация Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и введение рейтинга прозрачности электронных торгов.

«Если коррупция – это болезнь, то сегодня мы предложим лекарство, серьезно сокращающее, ограничивающее ее в сфере госзаказа», – с этого оптимистичного утверждения начал круглый стол на тему «Противодействие коррупции в секторе государственных и корпоративный закупок» член совета межрегионального общественного движения «Против коррупции» Олег Вакуловский.

Первые успехи

«Депутаты поднялись на бой со взяточничеством еще в апреле 2004 года, создав в думских стенах комиссию по противодействию коррупции» По словам начальника Управления ФАС по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Михаила Евраева, его коллеги по ведомству предсказывают, что из 2,3 трлн. рублей – именно столько составляет консолидированная сумма госзаказа на нынешний год – 300 млрд. рублей осядет в карманах чиновников. Дабы понять масштабы явления, которое еще Карамзин охарактеризовал емким словом «Воруют!», достаточно узнать, что все четыре нацпроекта обойдутся казне в 120 млрд. рублей.

Но основную опасность, по мнению Олега Вакуловского, таят не впечатляющие своими масштабами непредвиденные бюджетные расходы, а тот факт, что «государство теряет управление коррумпированными сферами». Поэтому, так как «правоохранительными органами коррупцию не побороть», необходимо «мобилизовать все общество» на войну с этой бедой.

Депутаты поднялись на бой со взяточничеством еще в апреле 2004 года, создав в думских стенах комиссию по противодействию коррупции. Ее председатель Михаил Гришанков утверждает, что подведомственная ему структура уже добилась определенных успехов. Комиссия завернула несколько законопроектов явно лоббистского толка и поучаствовала в изменении Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, например, способствовала возвращению в УК статьи о конфискации имущества. Главной победой своих коллег Гришанков считает готовящуюся ратификацию Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Кстати, введение в УК пункта об изъятии нажитого непосильным взяточническим путем является одним из требований конвенции. По словам Гришанкова, до конца года депутаты внесут поправки в другие части российского законодательства, чтобы оно полностью соответствовало принятому международному документу.

«Любой чиновник, посягая на государственные деньги, должен понимать, что он будет за это наказан», – заявил Гришанков.

Парламентарий рассказал, что его коллеги по нижней палате совместно с представителями Совета Европы занялись «разработкой законодательных и иных мер по противодействию коррупции». В частности, отечественные и зарубежные эксперты намерены проштудировать законы в области образования и здравоохранения, чтобы найти в них дыры, которыми пользуются мздоимцы. А также изучить систему получения «откатов» в области госзакупок.

Особые надежды на борьбу с этой порочной практикой Гришанков возлагает на создание «системы электронных торгов» и появление рейтинга их прозрачности.

Электронные торги экономят бюджетные деньги

Как рассказал исполнительный директор Национальной ассоциации участков электронной торговли (НАУЭТ) Антон Никольский, участниками рейтинга прозрачности электронных торгов станут два вида госзаказчиков: госсектор, то есть все федеральные и региональные органы власти, а также 100 крупнейших муниципалитетов, и самые большие российские предприятия. Для начала в перечень включат 100 компаний, затем их число доведут до 400. Базовыми критериями, по которым эксперты НАУЭТ и движения «Против коррупции» намерены оценивать прозрачность проводимых теми или иными организациями конкурсов и аукционов, станут: отклонение начальной цены от среднерыночной, уровень конкуренции на конкурсе, процент аукционов и конкурсов (аукцион считается более прозрачной процедурой), соотношение начальной и фактической цен и т. п.

Данные о том, насколько открыто работают проверенные организации, аналитики грозятся не только опубликовать на своих сайтах, но и направить правительству, администрации президента, ФАС и другим заинтересованным лицам. «Этот рейтинг будет иметь силу, потому что любой коррупционер боится публичности», – уверен эксперт движения «Против коррупции» Александр Горянин. Первый отчет его коллеги намерены опубликовать уже в конце нынешнего года.

А пока общественность готовится дать мощный отпор взяточникам, начальник управления ФАС Михаил Евраев надеется, что в полную силу заработает начавший действовать 1 января закон о размещении государственного муниципального заказа.

В документе прописан ряд норм, исполнение которых должно способствовать сокращению коррупции в сфере госзаказов минимум в два раза.


В частности, если раньше заказчики могли выставить участникам конкурса любые предварительные требования, даже просто описать фирму, с которой договорились еще до тендера, то теперь перечень первоначальных претензий строго регламентирован законом. Кроме того, введены аукционы, в которых победитель определяется только по цене. А заказчикам выставлено требование информировать общественность о проведении конкурса не только через СМИ, но и через единый интернет-портал.

Правда, несмотря на достаточно хороший, по мнению Евраева, закон, необходимо «существенно расширить схему электронных торгов». Как пояснил фасовец, в мире эта система себя оправдала. При введении публичных торгов через Интернет расход бюджетных средств на госзакупки в Бразилии сократился на 20%, в Италии – на 30%, а в Колумбии – на 47%.


Ирина Романчева

Взгляд