11.07.2006

Футбольный пас экономике. Темпы роста ВВП страны-победителя чемпионата мира по футболу могут ускориться на 0,7%



Темпы роста ВВП страны-победителя чемпионата мира по футболу, по данным австрийских исследований, могут ускориться на 0,7%.

Экономика Германии получила серьезный импульс от чемпионата мира по футболу, сообщил в пятницу австрийский центробанк. Основная часть полученного дохода приходится на сувениры и оказание услуг приехавшим болельщикам. Эти последствия были вполне ожидаемы. В современном мире экономика и спорт связаны очень тесно.

Исследование, проведенное ABN-AMRO, которое приводит международное информационно-аналитическое агентство Washington ProFile, выявило четкую зависимость результатов футбольных турниров и темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП). Победа в финале чемпионата мира в подавляющем большинстве случаев ускоряет темпы роста ВВП родины чемпионов на 0.7%. ВВП стран, не дошедших до финала, напротив, теряет около 0,3%.

Аналитики Goldman Sachs считают, что футбол влияет и на развитие фондовых рынков. С 1966 года рост фондовых рынков развивающихся стран, сборные которых выиграли мировой чемпионат, в год проведения соревнования превышает темпы роста фондовых рынков стран-неудачников примерно на 9-10%. Проигрыш сборной стоит стране снижения индекса на 20-25%. Эти данные подтверждаются и исследованиями компании HSBC Securities. Бывает, что влияние соревнований на экономику оказывается и более значительным. Например, именно ЧМ 2002 года в Японии, по мнению аналитиков, привел к тому, что стране удалось выйти из 12-летнего экономического застоя.

Для страны, принимающей на своей территории международный турнир, выгоды очевидны – увеличивается приток инвестиций и обороты отраслей, связанных с обслуживанием спортивных соревнований – от туристического и отельного бизнеса до сувенирного. Страна, которая хочет привлечь к себе внимание и получить стимул к росту, начинает бороться за право проведения у себя Олимпиады, футбольного чемпионата, или хотя бы теннисного турнира. Бороться есть за что – чемпионат 1994 года, проходивший в США, принес Лос-Анджелесу $623 млн, Нью-Йорку – $452 млн. Организаторы чемпионата мира в Японии в 2002 году получили прибыль в $260 млн. В год проведения чемпионата бюджет страны также значительно вырастает – например, Корея в 2002 году, по официальным данным правительства страны, получила $14 млрд прямых доходов.

Для оценки часто используется и индекс потребительского доверия, который характеризует тенденции в области занятости и общего состояния экономики. Он строится на основе опросов 5000 семей. Индекс потребительского доверия в Голландии в 1988 году, благодаря чемпионату Европы, вырос на 7%. В Германии же в 2006 году, за время проведения чемпионата, этот индекс достиг многолетнего максимума – 7.8 против 6.8 в предыдущем периоде.

Однако не все так безоблачно. Ведущим мировым экономикам футбольные страсти регулярно приносят убытки из-за снижения работоспособности сотрудников. По статистике, десятка стран с самой развитой экономикой в Европе за время трансляций матчей теряют от 0.3% до 0.75 % ВВП, что, по данным Center for Economics and Business Research, в абсолютном выражении достигает $8.1 млрд. В 2002 году Великобритания за один месяц понесла убытки в $2.55 млрд из-за отсутствия работников на своих местах и магазинного запустения в дни футбольных трансляций.

К сожалению, данных по влиянию футбольных чемпионатов на Россию пока нет. И провести на нашей территории ЧМ в ближайшее время вряд ли получится. Однако Россия успешно соревнуется за место проведения соревнований по тем видам спорта, в которых является лидером. Регулярно проходят престижные международные турниры по фигурному катанию, теннису и т.д. А в 2014 году Сочи претендует на проведение зимней Олимпиады. Учитывая мировой опыт влияния спорта на экономику, курировать подготовку будет Министерство экономического развития. Принятая правительством федеральная целевая программа предполагает создание в регионе круглогодичного курорта мирового уровня и развитие транспортной инфраструктуры. Федеральные инвестиции составят 327.2 млрд рублей. Но даже если Сочи не выиграет конкурс на проведение Олимпиады, модернизированный в соответствии с олимпийскими стандартами горнолыжный курорт будет приносить стабильный доход от туристического бизнеса.

Правда, проведение олимпийских игр выгодным было не всегда. В 1976 году, в Монреале затраты на проведение Олимпиады в пять раз превзошли ожидаемые и составили около $1.5 млрд. Игры финансировались из средств муниципалитета, и до сих пор возмещаются через налоги. Поэтому претендентов на следующую Олимпиаду было всего двое – Москва и Лос-Анджелес. Москва заработать на играх весьмидесятого года не стремилась, а вот у американцев в 1984 году это получилось. Их доход составил $200 млн. С этого года конкуренция за Олимпиаду возобновилась.//Мария Рахманина

Газета.RU