Мечтатели от электромобилей накрылись оранжевым тазомЭлектромобилям — более 150 лет, но они по-прежнему вызывают у большинства автомобилистов снисходительную улыбку. А ведь как славно больше не думать про бензин с соляркой, поездки на заправочную станцию и печальную связь локальных войн с ценами на нефть. Так не пора ли прекратить улыбаться при слове "электромобиль"?
Повод для улыбки, конечно, найдётся всегда. Скажем,
специальный приз на международном соревновании экологических автомобилей
Challenge Bibendum 2006,
состоявшемся в прошлом месяце, получило транспортное средство, созданное…
модельерами.
Забавный на вид трёхместный автомобильчик Zooop, с электромотором мощностью 150 киловатт и мощными литий-ионными батареями, построила не автомобильная компания, и даже не дизайнерское авто-ателье, а супруги Андре и Колин Кураж (André and Coqueline Courrèges), широко известные по своему дому моды Maison de Courrèges.
Весит эта машинка 690 килограммов, разгоняется до 180 километров в час, а дальность хода её равна 450 километрам. Собственно, столь большой пробег на одной зарядке послужил одним из поводов для награждения. А ведь, в общем-то, большой хитрости тут нет: бери батарей побольше и вперёд. Благо удельная ёмкость литий-ионных "ячеек" пока рекордная среди доступных на массовом рынке аккумуляторов – 90-160 ватт-часов на килограмм, в зависимости от модели и типоразмера.
На Challenge Bibendum, напомним, в категории городские автомобили, победил электрический ZENN, работающий на свинцово-кислотных аккумуляторах.
Такие "обитают" в диапазоне удельных ёмкостей 25-45 ватт-часов на килограмм, но зато выигрывают у всех прочих типов аккумуляторов в цене за один ватт-час – буквально на порядки.
Не одна компания и не один раз пыталась вывести на массовый рынок автомобиль на аккумуляторах. И хотя параметры этих машин были не столь уж плохими – всё время чего-то не хватало. Да, тысячи таких авто, сработанных небольшими компаниями или переделанные самими владельцами при помощи комплектов, продающихся на рынке, колесят по дорогам разных стран мира. Особенно много – в США. Но это – ещё не массовое производство. Нет.
Швейцарская фирма Cree разработала и построила электрический трёхколёсник SAM в 2001 году. 80 машинок, попавшие, в основном, к частникам на широкие испытания, привели тех в восторг. Так что эти автомобили эксплуатируются и по сей день.
Общая ёмкость аккумуляторов в этом авто составляет примерно 3,5 киловатт-часа, чего хватает для преодоления 50-70 километров.
В 2003 году компания Cree чуть не исчезла, по финансовым причинам. Некие спонсоры спасли фирму, но только проект серийного выпуска SAM повис в воздухе – нужны ещё деньги для его развёртывания. В то же время в адрес компании приходит масса писем с просьбой продать им SAM. Ни примитивный дизайн салона, ни неспособность отвезти своего хозяина куда-нибудь подальше от города потенциальных покупателей не смущают.
Что-то смущает возможных спонсоров.
С другой стороны, даже дороговизна литий-ионных батарей не мешает некоторым предпринимателям создавать на их базе не только спорткары, но и сугубо утилитарные автомобили.
Вспомним, компании Altair Nanotechnologies и Boshart Engineering недавно объявили о проектировании электромобиля, способного по запасу хода и оправданности покупки сравняться с обычными машинами.
Нынешней весной она уже показывала публике электрический развозной пикап (перестроенный из одной из серийных моделей американского автопрома), основанный, правда, на других литиевых батареях — марки Saphion (мы рассказывали об этой новации тут).
Скорость пикапа в 137 километров в час и пробег на одной зарядке в 193 километра уже говорят о том, что его можно эффективно использовать в городе и забыть о бензоколонках. Как о страшном сне.
Следующий же вариант пикапа, несущий уже аккумуляторы Altair, покажет ещё лучшие данные.
К концу этого года Phoenix намерена построить 10 таких автомобилей (при отпускной цене $40 тысяч с небольшим), в следующем году – 500, через год – 5 тысяч, а в 2011-м годовое производство электромобилей Phoenix, по оценке компании, должно составить 100 тысяч штук.
Ну не в любом городе, разумеется. Но всё-таки. При этом мы даже не упоминаем, что ведущие автостроительные компании также подумывают (в который раз) о чистых электромобилях, а не только о модных гибридах (свежие примеры — здесь и здесь).
А из этого может выйти уже совсем другая история. |
||||||||||||||||||