11.07.2006

Мечтатели от электромобилей накрылись оранжевым тазом



Электромобилям — более 150 лет, но они по-прежнему вызывают у большинства автомобилистов снисходительную улыбку. А ведь как славно больше не думать про бензин с соляркой, поездки на заправочную станцию и печальную связь локальных войн с ценами на нефть. Так не пора ли прекратить улыбаться при слове "электромобиль"?

Повод для улыбки, конечно, найдётся всегда. Скажем, специальный приз на международном соревновании экологических автомобилей Challenge Bibendum 2006, состоявшемся в прошлом месяце, получило транспортное средство, созданное… модельерами.

Забавный на вид трёхместный автомобильчик Zooop, с электромотором мощностью 150 киловатт и мощными литий-ионными батареями, построила не автомобильная компания, и даже не дизайнерское авто-ателье, а супруги Андре и Колин Кураж (André and Coqueline Courrèges), широко известные по своему дому моды Maison de Courrèges.

Колпак Zooop поднимается вверх (фото с сайта blog.wired.com).

Колпак Zooop поднимается вверх (фото с сайта blog.wired.com).

Это не первый случай обращения Maison de Courrèges к автомобильной теме: ещё в 1969 году здесь использовали небольшой оригинальный электромобиль в своём показе мод, а на Challenge Bibendum 2002 модельеры выкатили электромобиль La Bulle. В 2004-м на этом же соревновании был показан электромобиль EXE, также с шильдиком известного модельного дома. Теперь публика ахала, глядя на оранжевую каплю Zooop.

Весит эта машинка 690 килограммов, разгоняется до 180 километров в час, а дальность хода её равна 450 километрам. Собственно, столь большой пробег на одной зарядке послужил одним из поводов для награждения. А ведь, в общем-то, большой хитрости тут нет: бери батарей побольше и вперёд. Благо удельная ёмкость литий-ионных "ячеек" пока рекордная среди доступных на массовом рынке аккумуляторов – 90-160 ватт-часов на килограмм, в зависимости от модели и типоразмера.

SAM, несмотря на небольшие размеры, создавался довольно прочным, а также проходил тесты на управляемость (фото Cree).

SAM, несмотря на небольшие размеры, создавался довольно прочным, а также проходил тесты на управляемость (фото Cree).

Однако цена таких батарей велика и, быть может, более разумное им применение – престижные спортивные электрические авто (вроде Tesla Roadster, о котором мы недавно рассказывали).

На Challenge Bibendum, напомним, в категории городские автомобили, победил электрический ZENN, работающий на свинцово-кислотных аккумуляторах.

Такие "обитают" в диапазоне удельных ёмкостей 25-45 ватт-часов на килограмм, но зато выигрывают у всех прочих типов аккумуляторов в цене за один ватт-час – буквально на порядки.

Не одна компания и не один раз пыталась вывести на массовый рынок автомобиль на аккумуляторах. И хотя параметры этих машин были не столь уж плохими – всё время чего-то не хватало. Да, тысячи таких авто, сработанных небольшими компаниями или переделанные самими владельцами при помощи комплектов, продающихся на рынке, колесят по дорогам разных стран мира. Особенно много – в США. Но это – ещё не массовое производство. Нет.

SAM был выпущен в нескольких цветах. В центре – основа машинки – рама с блоком электрики, подвеской и задним колесом (фотографии Cree).

SAM был выпущен в нескольких цветах. В центре – основа машинки – рама с блоком электрики, подвеской и задним колесом (фотографии Cree).

О печальной, и немного комичной, истории одной из первых таких попыток мы рассказывали в этом материале. Не менее печальна участь и ещё одного симпатичного проекта.

Швейцарская фирма Cree разработала и построила электрический трёхколёсник SAM в 2001 году. 80 машинок, попавшие, в основном, к частникам на широкие испытания, привели тех в восторг. Так что эти автомобили эксплуатируются и по сей день.

SAM в городе (кадры Cree).

SAM в городе (кадры Cree).
При этом SAM никаких технических откровений не предлагает. Двухместный кузов (двухслойные панели из термопластика на алюминиевом каркасе, выполненном методом экструзии), сиденья расположены друг за другом, свинцово-кислотные батареи (14 штук по 10 килограммов, соединённые последовательно и дающие напряжение 168 вольт), полная масса 695 килограммов, скорость — 85 километров в час, которую обеспечивает 15-киловаттный электромотор (он приводит в движение заднее колесо через ременную передачу).

Общая ёмкость аккумуляторов в этом авто составляет примерно 3,5 киловатт-часа, чего хватает для преодоления 50-70 километров.

В 2003 году компания Cree чуть не исчезла, по финансовым причинам. Некие спонсоры спасли фирму, но только проект серийного выпуска SAM повис в воздухе – нужны ещё деньги для его развёртывания. В то же время в адрес компании приходит масса писем с просьбой продать им SAM. Ни примитивный дизайн салона, ни неспособность отвезти своего хозяина куда-нибудь подальше от города потенциальных покупателей не смущают.

Что-то смущает возможных спонсоров.

С другой стороны, даже дороговизна литий-ионных батарей не мешает некоторым предпринимателям создавать на их базе не только спорткары, но и сугубо утилитарные автомобили.

Вспомним, компании Altair Nanotechnologies и Boshart Engineering недавно объявили о проектировании электромобиля, способного по запасу хода и оправданности покупки сравняться с обычными машинами.

Пикап от Phoenix с литиевыми батареями. В следующей своей версии он не только должен продемонстрировать внушительный пробег на одной зарядке, но и сравнительно быструю для машины на аккумуляторах, "заправку" (фото Phoenix Motorcars).

Пикап от Phoenix с литиевыми батареями. В следующей своей версии он не только должен продемонстрировать внушительный пробег на одной зарядке, но и сравнительно быструю для машины на аккумуляторах, "заправку" (фото Phoenix Motorcars).
Самостоятельный проект этих компаний ещё покрыт тайной, но зато появилась новая любопытная информация: партию литий-ионных батарей от Altair заказала американская компания Phoenix Motorcars.

Нынешней весной она уже показывала публике электрический развозной пикап (перестроенный из одной из серийных моделей американского автопрома), основанный, правда, на других литиевых батареях — марки Saphion (мы рассказывали об этой новации тут).

Скорость пикапа в 137 километров в час и пробег на одной зарядке в 193 километра уже говорят о том, что его можно эффективно использовать в городе и забыть о бензоколонках. Как о страшном сне.

Следующий же вариант пикапа, несущий уже аккумуляторы Altair, покажет ещё лучшие данные.

К концу этого года Phoenix намерена построить 10 таких автомобилей (при отпускной цене $40 тысяч с небольшим), в следующем году – 500, через год – 5 тысяч, а в 2011-м годовое производство электромобилей Phoenix, по оценке компании, должно составить 100 тысяч штук.

Ещё один пример, показывающий интерес общества к электромобилям (с Challenge Bibendum 2006): машинка от команды исследователей из технологического университета Дармштадта (Darmstadt University of Technology). Пробег на одной зарядке аккумулятора – 101 километр, максимальная скорость — 130 км/ч (фото с сайта blog.wired.com).

Ещё один пример, показывающий интерес общества к электромобилям (с Challenge Bibendum 2006): машинка от команды исследователей из технологического университета Дармштадта (Darmstadt University of Technology). Пробег на одной зарядке аккумулятора – 101 километр, максимальная скорость — 130 км/ч (фото с сайта blog.wired.com).

Ещё несколько лет, или ещё десяток-другой таких же небольших и инициативных фирм, и можно будет смело говорить, что электромобили составляют заметную долю в городском потоке. Процентов пять, полагаем.

Ну не в любом городе, разумеется. Но всё-таки. При этом мы даже не упоминаем, что ведущие автостроительные компании также подумывают (в который раз) о чистых электромобилях, а не только о модных гибридах (свежие примеры — здесь и здесь).

А из этого может выйти уже совсем другая история.



MEMBRANA.RU