11.07.2006

Число залов зависит от количества хороших фильмов



По числу кинотеатров Москва уже догнала почти все европейские столицы, а по числу экранов серьезно отстает.
Причина - в небольшом количестве фильмов, которые попадают в широкий прокат.
Сейчас число кинотеатров в Москве приближается к 100, а количество экранов - к 300. По количеству кинотеатров Москва по сравнению с другими столицами мира выглядит неплохо.
Так, в Лондоне 139 кинотеатров, в Париже 90 кинотеатров, в Берлине - 100. Однако по количеству экранов российская столица явно отстает от остальных мегаполисов: в Лондоне насчитывается 740 экранов, в Париже - 933, в Берлине - 288, в Мадриде - 671.
Участники рынка объясняют отставание тем, что в среднем московские мультиплексы состоят из шести-восьми залов, а в западных столицах - примерно в два раза больше. Блокбастеров не так много, объясняет директор по маркетингу "Киномакса" Дмитрий Тюрин.
"Еженедельно в среднем выходят три-четыре новые картины массового проката плюс что-то из арт-хауса. А потенциально в каждом зале можно прокручивать две картины, в итоге получается 16 фильмов на восьмизальник, это много по сравнению с тем, что есть сейчас",- говорит он.
Несколько другой точки зрения придерживается гендиректор УК "Формула кино" Андрей Терешок: "Продукции достаточно, но она не всегда имеет высокий коммерческий потенциал. В течение года случаются репертуарные "провалы", и они сказываются скорее на общей кассе".
Однако эксперты прогнозируют, что дефицит фильмов не продлится долго, и связывают его исчезновение с бурным развитием российского кино. Напомним, самыми кассовыми российскими фильмами стали "Дневной дозор", собравший $32 млн, "9 рота" - собрала $24 млн, "Турецкий гамбит"- около $19 млн, "Бумер. Фильм второй" собрал около $13 млн.
"Зима этого года, когда одновременно вышло много сильных блокбастеров ("Дневной дозор", "Сволочи", "Гарри Поттер", "Кинг Конг" и др.- "Бизнес"), показала, что пяти-шести залов мало",- говорит гендиректор сети "Кронверк синема" Эдуард Пичугин. "Происходит воссоздание кассового российского кинематографа, а следовательно, будет больше хороших фильмов, которые надо демонстрировать в кинотеатрах. Поэтому оптимальное число залов в перспективе - восемь-девять",- считает Дмитрий Тюрин из "Киномакса". Он отмечает, что о потенциале роста рынка свидетельствует и наметившаяся тенденция укрупнения числа залов: "Отдельные малозальные кинотеатры будут сливаться с сетями-лидерами рынка и реконструироваться с увеличением количества залов". Коммерческий директор киносети "Люксор" Дмитрий Шмулевич считает, что имеет смысл открывать крупные кинотеатры в первую очередь в центре: "Огромные кинотеатры в ТЦ за МКАД собирают свой бокс-офис только по выходным дням, в будни они пустуют". Тот момент, когда первый оператор откроет кинотеатр в 15-20 залов в центральной части города, будет символом окончательного передела рынка, уверен менеджер по связям с общественностью группы компаний "Парадиз" Дмитрий Огальцов.
Участники рынка разошлись в оценках того, насколько быстро будет расти число экранов в Москве. По данным экспертов рынка, рост количества экранов в городе в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 27%. "В ближайшие два-три года рост будет продолжаться и составит примерно 30%, а в 2008 году - пик роста экранов, потому что основные площадки ТЦ на ближайшие два-три года разобраны",- считает Дмитрий Шмулевич. С ним соглашается Тюрин из "Киномакса", который полагает, что рост экранов в Москве будет "не ниже существующей динамики". Андрей Терешок, напротив, прогнозирует снижение темпов роста до уровня 10-15% в год. А директор по маркетингу компании "Синема интернешнл" Сергей Болотин считает, что динамика роста замедлится. "Такой большой процент роста в 2005 году обусловлен прежде всего открытием многозальных кинотеатров, таких, как, например, кинотеатр "Титаник синема", в котором 16 залов.
А по нашим данным, таких крупных проектов до конца 2007 года не предвидится",- говорит Болотин.

АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВА


Деловая газета "Бизнес"