14.07.2006

МТС возьмет трижды. Вчера МТС объявила о введении платы за соединение на архивных тарифных планах



Вскоре ее примеру последуют и другие игроки рынка: "Вымпелком" и "Мегафон" к концу июля подготовят поправки к тарифам. Эксперты уверены, что в среднем стоимость исходящих вызовов повысится на 12-17%, а оператор может заработать на одних соединениях до $100 млн в месяц - это более $1 млрд в год, втрое окупив убытки от введения бесплатных входящих.

Вчера МТС известила абонентов об изменениях в своей тарифной политике. Под лозунгом "Сотовая связь становится дешевле фиксированной" оператор объявил о введении платы за соединение на архивных тарифных планах. Сроки и конкретные изменения компания пока не уточняет. "Мы известим абонентов об этом за десять дней, как то предписано законом",- поясняет пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин.

"Введение платы за соединение в ряде тарифов МТС на уровне от 35 коп. до 50 коп. в зависимости от региона и тарифного плана позволяет нам сохранить сбалансированность интересов клиентов и акционеров",- объясняет МТС грядущее повышение цен на исходящие звонки. Хотя балансировка интересов увеличит стоимость исходящего вызова в сети МТС в среднем на 42,5 коп. С учетом того, что на архивных планах исходящие в среднем обходились в $0,20 (5,60 руб.), в итоге абонент заплатит около 6 руб. за минуту разговора, на 12-17% дороже, чем сейчас. В итоге оператор заработает на плате за соединение до $100 млн в месяц или $1,2 млрд в год. Рынок оценивал потери всех сотовых операторов от введения бесплатных входящих в приблизительно $1 млрд в год - получается, что за год МТС способна одна окупить потери всех своих коллег от бесплатных входящих. "И абоненты будут платить меньше, и интересы инвесторов будут учтены",- резюмирует пресс-секретарь МТС.

Впрочем, далеко не одна МТС грезит о плате за соединение. Пресс-секретарь "Мегафона" Марина Белашева рассказала, что компания также не исключает подобной практики. "Мы будем вносить изменения в действующие предложения, но о сроках говорить рано, пока маркетологи не закончили исследование действующих тарифов,- рассказывает она.- За несколько лет тарифных планов накопилось около сотни, и экспертам нужно проанализироватьрентабельность каждого из предложений". По словам Белашевой, аналитическая работа может быть закончена к концу июля- началу августа, а об изменениях в тарифах объявят позже. Впрочем, она не упомянула о том, что "Мегафон" уже повысил стоимость на архивном бестселлере "О'Лайт" до 1,20 руб., бонусы за входящие минуты отменил, а на Fix и "Ультралайт" повысил абонплату до 295 руб. и 180 руб. соответственно.

Пресс-секретарь "Вымпелкома" Юлия Остроухова уверяет, что изменения на архивных тарифных планах "Билайна" должны появиться уже в июле, но об этом компания сообщит дополнительно, как только закончит разработку нововведений. "Мы планируем ввести плату за соединение практически на всех планах за исключением вышедшей недавно линейки, корпоративных предложений и безлимитных тарифов",- заявила она. Пока цена за соединение неизвестна, но велика вероятность того, что она будет такой же, как на обкатанном "Проще говоря". На этом тарифе единовременная плата за исходящий звонок составила 2,95 руб.

Если примеру МТС последуют и другие игроки рынка, то обозначенные потери от отмены платы за входящие обернутся троекратными прибылями для игроков "большой тройки".

условно безусловный миллиард «мобильных телесистем»

Если абстрагироваться от маркетинговых изысков МТС, то выясняется, что стоимость исходящего вызова увеличивается на 12-17%. Именно эти цифры приводит аналитик ИАА «Сотовик» Сергей Аверин. По его словам, средняя продолжительность разговора в сетях «большой тройки» составляет около 50 секунд.

По итогам первого квартала текущего года, среднестатистический абонент МТС наговорил 118 минут, то есть сделал около 140 звонков. Далее - простая арифметика: в месяц каждый клиент «соединится» на 59,5 руб. ($2,1).

Перемножив эту сумму на 45,84 млн абонентов МТС в России, получим около $100 млн в месяц или $1,2 млрд в год. Это очень условный подсчет: вероятнее всего, повышение цен коснется не всех абонентов поголовно, но впечатляющая цифра говорит о многом.

С нашими выводами согласился эксперт «Финама» Владислав Кочетков. Аналитик «Коминфо консалтинга» Евгений Соломатин считал доходы от введения платы за соединение по своей методике, но получил схожие цифры.



АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА

Деловая газета "Бизнес"