17.07.2006

«Алмаз» сменил оправу. "Евраз" сообщил о покупке доли в южноафриканской Highveld Steel and Vanadium Corporation



В перспективе пакет российского холдинга в этой компании должен достичь 79%, что позволит "Евразу" захватить 30% мирового рынка ванадия. Фонд "Невский кэпитал партнерс" стал новым владельцем судостроительной фирмы "Алмаз", известной своими десантными кораблями класса "Зубр". Эксперты не исключают, что новый собственник отдаст территорию завода под застройку.

Владельцем 80% акций фирмы "Алмаз" стал фонд венчурных инвестиций "Невский кэпитал партнерс" - совместный проект инвестиционного банка "КИТ Финанс" и инвестиционно-финансового подразделения ПО "Ленстройматериалы".

В сообщении, распространенном пресс-службой "Ленстройматериалов", говорится, что новые владельцы фирмы намерены добиться повышения ее капитализации за счет расширения спектра и увеличения объемов выпускаемой продукции. "Главной задачей в ближайших планах является расширение портфеля заказов предприятия, который сформирован до 2010 года. Для этого предполагается снизить себестоимость продукции за счет концентрации производства и оптимизации производственных площадей предприятия",- приводятся в пресс-релизе планы нового собственника.

Генеральный директор "Невский кэпитал партнерс" Евгений Газиев заявил корреспонденту "Бизнеса", что предприятие было куплено в интересах инвесторов. На вопрос о возможных приобретениях фонда в сфере военной промышленности Евгений Газиев ответил, что пока не готов комментировать эту тему. Получить комментарий на судостроительном предприятии не удалось.

Основанная в 1901 году фирма выпускает малые корабли и катера для военноморского флота. Также она строила яхты для советского правительства, две из которых - "Кавказ" и "Крым" - до сих пор на ходу и служат представительскими судами президентов соответственно России и Украины. Сейчас "Алмаз" специализируется в основном на производстве десантных кораблей на воздушной подушке (ДКВП) проекта 12322 "Зубр". В марте 2006 года гендиректор фирмы Леонид Грабовец заявлял, что "Алмаз" планирует заключить контракт с иностранным заказчиком на строительство шести ДКВП. По данным источников на рынке, в качестве заказчика может выступить Индонезия. Топ-менеджер "Алмаза" добавил, что в ближайшее время можно ожидать завершения переговоров с Гвинеей о поставках пограничных катеров проекта "Светляк". Кроме того, в марте этого года на верфи предприятия заложили малый артиллерийский корабль "Махачкала".

Леонид Грабовец подчеркнул, что предприятие готово каждый год выпускать по одному кораблю этого проекта.

Эксперты в недоумении, зачем кому-то понадобилось предприятие со столь специфичной продукцией. "Алмаз" выпускает малотоннажные суда, но они не особо востребованы. Не исключено, что покупателей прежде всего интересует не сам завод, а территория, на котором он расположен. По мнению одного из специалистов отрасли, новые собственники могут просто снести завод и отдать территорию под застройку.

МИХАИЛ КРАСНОВ

Деловая газета "Бизнес"