18.07.2006

Доля "Боржоми" досталась BonAqua и Aqua Minerale. Рынок минеральной и питьевой воды подвел первые итоги запрета на ввоз "Боржоми"




По данным агентства "Бизнес Аналитика", в мае-июне этого года доля марки сократилась до 4,3% с 15% (в мае "Боржоми" еще присутствовала в рознице). При этом доля "Боржоми" досталась производителям питьевой воды: доля четырех лидеров выросла на 5,3%, а производителей минералки - лишь на 2,5%. Действия Роспотребнадзора подорвали имидж всей категории минеральной воды, говорят участники рынка.
Запрет на импорт минеральной воды "Боржоми" был введен 7 мая. Тогда главный санитарный врач России Геннадий Онищенко приостановил действие санитарно-эпидемиологических заключений на грузинскую воду. Причина - "несоответствие в различных комбинациях установленным требованиям по органолептическим показателям, ионному составу, требованиям безопасности (перманганатная окисляемость, содержание фтора)". Также "в ряде случаев" отсутствовали сопроводительные документы, подтверждающие качество воды.
Сразу после запрета эксперты заговорили о грядущем переделе российского рынка воды. По данным "Бизнес Аналитики", на рынке питьевой и минеральной воды в первом квартале 2006 года "Боржоми" на рынке десяти крупнейших городов занимала третье место с 13% (лидер BonAqua- 14,6%, Aqua Minerale - 14,4%), в Москве грузинская вода была лидером, занимая 15% рынка. Эксперты предполагали, что долю "Боржоми" разделят другие российские производители минеральной воды - "Вимм-Билль-Данн" с маркой "Ессентуки" и ОАО "Нарзан".
Однако этого не произошло.
На днях "Бизнес Аналитика" подвела итоги анализа рынка минеральной воды в мае-июне - первые данные после начала действия запрета на ввоз "Боржоми". Пока подсчитаны лишь данные по Москве, однако они свидетельствуют о том, что "Боржоми" уступила рынок производителям не минеральной, а питьевой воды. По данным агентства, в мае-июне доля "Боржоми" на столичном рынке сократилась с 15% до 4,3%. "Запрет был введен в начале мая, поэтому часть продаж попала в исследование.
Кроме того, не все магазины убрали с полок "Боржоми" после запрета",- поясняет старший аналитик "Бизнес Аналитики" Снежана Равлюк.
По данным "Бизнес Аналитики", четыре крупнейшихмарки питьевой воды - BonAqua, Aqua Minerale, "Шишкин лес" и "Святой источник" - по сравнению с мартом-апрелем увеличили свою долю на 5,3% до 43%.
При этом рост четырех крупнейших марок минеральной воды - "Ессентуки", "Новотерская", "Нарзан" и "Архыз" - составил всего 2,5% до 25,5%.
Доля "Нарзана" увеличилась на 0,8%, "Ессентуков" - на 0,5%, в то время как BonAqua выросла на 2%, "Шишкин лес" - на 1,4%. Еще 2,9% рынка, которые раньше занимала "Боржоми", разделили небольшие производители.
Для экспертов цифры "Бизнес Аналитики" оказались неожиданностью. "Я удивлена. Исследования показывали высокую лояльность потребителей к марке "Боржоми", на деле лояльные потребители перешли на более дешевую питьевую воду",- констатирует директор по маркетингу "Висмы" (брэнды "Архыз" и "Ессентуки") Наталья Селезнева. "У нас продажи по Москве в первом полугодии выросли на 45-50%. Впрочем, сразу после запрета продаж "Боржоми" начались проблемы с потребителями, которые стали настороженно относиться ко всей категории минеральной воды",- указывает директор по продажам "Нарзана" Сергей Егоркин. С ним соглашается вице-президент по маркетингу GG&MW/ITS ("Боржоми") Марианна Глотова. "Кроме того, наши прошлогодние исследования показали, что потребитель легко переключается с "Боржоми" на BonAqua и Aqua Minerale, марки также хорошо представлены в рознице и рекламируются",- отмечает она.
В сегменте минеральных вод "Боржоми" самый сильный брэнд, поэтому потребители сейчас ищут адекватную замену, признает пресс-секретарь российского офиса CocaCola Владимир Кравцов. Также он говорит, что потребление BonAqua выросло из-за сезонной маркетинговой поддержки марки и жары.

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ

Деловая газета "Бизнес"