18.07.2006

Гонка за миллионом. На рынке легковых иномарок в первом полугодии сменился лидер



На рынке легковых иномарок в первом полугодии сменился лидер: из-за проблем с поставками Hyundai уступил первенство Chevrolet. Всего же рынок вырос на 60% до более 417 тыс. автомобилей. При таком раскладе продажи в 2006 году превысят миллион, а результат лидеров рынка составит около 100 тыс. машин. Так называемые новые автопроизводители - китайские и иранские компании- по итогам полугодия заняли 1,7% рынка.

Рынок легковых иномарок в первом полугодии вырос на 60% и достиг показателя более 417 тыс. автомобилей - в прошлом году в тот же период было продано 260 тыс. машин.

С учетом того что первый квартал обычно дает 40-43%, итоговая цифра продаж легковых иномарок в этом году должна быть примерно 970- 1040 тыс., то есть около миллиона автомобилей.

Казалось, что за время своего бурного роста - в 2003- 2005 годах - рынок насытился, поэтому его участники и аналитики предсказывали "умеренный" рост в районе 30%. Однако на деле вышло совсем по-другому. Спрос на автомобили, особенно во втором квартале, резко вырос. "У людей появилась масса свободных денег, в условиях нестабильного доллара и высокого евро их надо куда-то вкладывать. Цена на недвижимость, особенно в Москве и крупных городах, взлетела до небес, поэтому люди предпочитают вкладываться в автомобили, как только получают такую возможность",- полагает директор проекта AutoDealer.Ru Олег Дацкив. По его словам, огромный спрос сейчас испытывают практически все автопроизводители. На очереди жалуются не только лидеры рынка, но и середняки и даже только выходящие на рынок китайские и иранские производители.

Новый старый лидер

По итогам полугодия на рынке легковых иномарок сменился лидер - на первую позицию вернулся Chevrolet. Ранее со ссылкой на Ассоциацию европейского бизнеса (АЕБ) сообщалось, что Hyundai удержал первое место в рейтинге иномарок, однако АЕБ в своей статистике учитывает и легкие коммерческие автомобили. Hyundai стал одним из лидеров этого рынка с результатом более чем 3 тыс. автомобилей, однако если брать чисто легковые модели, проиграл Chevrolet около 600 автомобилей (чуть более 1%). Гендиректор "Карнэт-2000" (импортер Hyundai, входит в группу "Рольф") Роман Хапаев связывает рост Hyundai ниже рынка с ограничением поставок, прежде всего моделей Getz, Elantra, Matrix. "Конвейеркорейского завода может собирать больше автомобилей, но не хватает двигателей. Основная масса моторов идет с совместных предприятий Hyundai, расположенных в Индии и Китае",- сказал Хапаев. По его словам, в следующем году в два раза вырастут мощности одного из этих предприятий, а еще через год - другого: тогда поставки автомобилей будут увеличены.

Что касается модели Elantra, то в августе на московском автосалоне будет представлено ее новое поколение. "Первые месяцы будет отладка схемы поставок, а на запланированный объем мы выйдем через несколько месяцев - вероятно, к началу следующего года. Пока у нас нет данных о квотах на Elantra, но уже понятно, что достаточно много автомобилей будет отправляться на североамериканский рынок",- добавил Хапаев.

По словам гендиректора "Карнэта-2000", по итогам года Hyundai рассчитывает сохранить первое место с результатом около 100 тыс. автомобилей, 45 тыс. из которых будет поставлено по импорту.

Лидирующих позиций Chevrolet добился благодаря началу поставок модели Lanos с украинского рынка. Кроме того, улучшились поставки популярных корейских моделей Aveo и Lacetti - их сборка началась на мощностях калининградского завода "Автотор".

В конце года в Санкт-Петебурге GM начнет делать внедорожник Chevrolet Captiva- его полноценная сборка на собственном заводе в Шушарах намечена на 2008 год.

Также результата более 40 тыс. проданных машин в первом полугодии достигла Toyota. Как отмечают дилеры марки, высокий спрос отмечается на новые модели Camry и RAV-4 - очереди на них в отдельных случаях превышают полгода. Вместе с тем хорошо продаются и более старые модели - Corolla и Avensis.

Перемещения в пределах топ-10

В целом же первая десятка лидеров рынка изменений не претерпела: наблюдаются только локальные перемещения в ее пределах. Ford, который в первом полугодии 2005 года страдал от нехватки Focus (шла смена поколений на заводе во Всеволожске), в этом году показал прирост в 89% - почти на 30% выше рынка- и переместился на четвертое место. Поскольку в первом полугодии Ford обычно продает 30-35% годового объема (а не 40-43%, как в среднем по рынку), можно ожидать, что общегодовой результат будет больше 100 тыс. машин - на уровне 110-115 тыс.

Особенно с учетом того, что проблемы с логистикой Ford, похоже, решил, а на все основные модели - Focus, Fusion - наблюдаются очереди.

Renault обогнал партнеров по альянсу Nissan и, показав рост в 204% - самый большой из массовых марок, вышел на седьмое место. Таким результатом французский автопроизводитель обязан модели Logan, которая составляет 69% продаж Renault. При сохранении такого спроса на эту модель Renault вполне может обогнать Daewoo, которая показала минимальный рост в 12% и начинает сдавать рыночные позиции.

Также локальные перемещения отмечены во втором десятке. Неожиданно для всех участников рынка Audi так и не смогла нагнать BMW- в самой компании это связывают с логистическими проблемами.

В рейтинге Audi потеряла две позиции, пропустив вперед Lexus, показавшего беспрецедентный для премиум-сегмента рост в 112%. Японская люксовая марка выбила из первой двадцатки Volvo.

Таинственные китайцы

Автопроизводители из Китая и Ирана в первом квартале заняли примерно 1,7% российского рынка. Основной импортер китайских легковых автомобилей - "Ирито", ссылаясь на внутреннюю политику компании, отказался представить данные по продажам за первое полугодие. Поэтому "Бизнес" не располагает точными сведениями по продажам марок Hafei и BYD- мы предполагаем, что они составили несколько сотен машин.

Лидером среди новых автопроизводителей стал Great Wall - по данным московского представительства этой компании, в первом полугодии продано 3,6 тыс. автомобилей.

"Великая стена" получает дивиденды от раннего выхода на рынок - компания первой заявила о себе в России, первой организовала отверточное производство и уже в следующем году планирует построить собственный завод в Елабуге. Другой китайский автопроизводитель - Chery - уже открыл производство мощностью более 10 тыс. машин в год - на базе завода "Автотор". Как сообщили "Бизнесу" дилеры марки, продажи калининградских машин, которые на 15-20% дешевле китайских, начались в конце июня, а практически все полугодие дилеры торговали импортными машинами и реализовали почти 900 автомобилей. Чуть выше результат у Iran Khodro. 10% его продаж пришлось на Peugeot 206 иранской сборки, торговать которыми по представлению "Пежо Рус авто" российскому импортеру "Автодругу" запретила Федеральная антимонопольная служба. В то же время "Автодруг" реализовал более тысячи седанов Samand, построенных на базе Peugeot 405.

Также в России было продано 410 автомобилей "Дервейс", которые собраны на базе узлов и агрегатов внедорожников DADI моделей Shuttle и Aurora.

РОМАН ГУЛЯЕВ

Деловая газета "Бизнес"