19.07.2006

Самолеты запутались в Сети. Российские транспортные компании вслед за иностранными конкурентами начинают осваивать Интернет



«Российские железные дороги» и авиаперевозчики пытаются перейти к практике электронных продаж билетов. Последнее препятствие на пути самолетов и поездов в Сеть – отсутствие закона для введения в России полноценного электронного билета. Минюст не регистрирует форму электронного билета, так как власти хотят получить гарантии своевременной уплаты транспортными компаниями налогов. Участники рынка уверены, что проблема решится к 2007 году.

Продажа билетов через Интернет – стандартная практика зарубежных транспортных компаний. Но в России она стала реальностью относительно недавно. К тому же Интернет пока успел охватить лишь незначительный сегмент транспортных услуг. Авиакомпании запустили систему онлайн-платежей, которая дает пассажирам возможность забронировать и оплатить билет, но объемы продаж невелики. А в июне «Российские железные дороги» (РЖД) начали продавать билеты на поезда, следующие по маршруту Москва – Санкт-Петербург.

Билеты на принтере

«По сути, через Интернет можно забронировать и оплатить билет, а не получить его на руки» Традиционный механизм покупки билетов через Интернет, который работает в Европе и США, довольно прост. «Человек заказывает билет в Сети, приезжает к самолету, говорит свой номер и проходит на посадку», – поясняет пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг. «Нужно иметь при себе только паспорт, пластиковую карточку, с которой был оплачен билет, и компьютерную распечатку», – добавляет пресс-секретарь «Трансаэро» Сергей Быхал.

Но в России купить билет в Сети пока не так просто. Чтобы попасть на самолет или поезд, нужно заказать проездной документ в Интернете, но потом взять стандартный бумажный билет в специальной кассе на вокзале или в аэропорте. По сути, через Интернет можно забронировать и оплатить билет, а не получить его на руки. «Приобретение происходит через сеть Интернет с оплатой по пластиковым картам с последующей регистрацией пассажира в аэропорту или на вокзале и выдачей ему посадочного талона или билета или оператором на стойке регистрации, или через электронный терминал», – уточняют в «Российских железных дорогах». Для оформления билета на поезд пассажиру необходимо иметь доступ в Интернет и банковскую карту не ниже Visa/MasterCard Classic.

Факт оплаты подтверждает согласие пассажира на оформление проездного документа. Это сигнал для кассира, находящегося на стойке регистрации, распечатать проездной документ. «Теперь пассажиру для посадки на поезд необходимо будет явиться на стойку регистрации электронного билета на вокзале непосредственно перед отправлением и по предъявлению документа, удостоверяющего личность, получить традиционный проездной документ, –поясняет представитель РЖД. – Выдача билета занимает не более минуты, что позволяет избежать очередей на стойке регистрации».

Сначала налоги – потом билеты

Однако даже минутного ожидания на вокзале или в аэропорте можно избежать, если органы государственного контроля утвердят форму электронного билета, который пассажир сможет распечатать на принтере у себя дома. Пока это невозможно, так как согласно российскому законодательству бланк билета – это документ строгой финансовой отчетности. Государство пока не решается изменить традиционную систему и разрешить пассажирам садиться в поезда и самолеты по компьютерным распечаткам. Приказ Минтранса от 6 мая 2006 года № 54 «Об установлении формы электронного билета в гражданской авиации» был направлен в Министерство юстиции. Но окончательное решение о перспективах электронных продаж билетов в России еще не принято. Получить комментарий в Минюсте не удалось.

«Нет нормативно-правовых документов для отчета перед налоговыми органами», – поясняет Ирина Данненберг. А источник газеты ВЗГЛЯД в отрасли отмечает, что власти просто хотят «гарантий своевременной и полной уплаты налогов».

Тем временем в Западной Европе и Америке традиционные билетные кассы уходят в прошлое. По словам Ирины Данненберг, в США доля продаж авиабилетов через Интернет уже достигает 90%. А Международная ассоциация воздушного транспорта утверждает, что крупнейшие авиакомпании мира могут отказаться от продажи билетов на бумажных бланках и заменить их на электронные уже в 2007 году.

По подсчетам отраслевых экспертов, отсутствие необходимости содержать сеть обычных билетных касс и курьерских служб сократит расходы авиакомпаний, которые в последнее время резко выросли из-за подорожания авиационного топлива. «Замена бумажного билета на электронный, как ожидается, упростит процедуру регистрации в аэропорту и одновременно обеспечит экономию в 3,5 млрд. долларов», – говорят в Международной ассоциации воздушного транспорта. Издержки российских авиаперевозчиков после того, как система продаж окончательно заработает, сократятся на 300 млн. долларов.

Участники рынка уверены, что проблема с согласованием закона будет решена в 2006 году. «Мы никуда от этого не денемся, – уверен Сергей Быхал. – Рубеж – это 2007 год. Технологически мы будем готовы ко всем требованиям международных организаций». РЖД планирует начать электронную продажу билетов во всех кассах и по всей территории России также с 2007 года.


Представители транспортных компаний прогнозируют высокий спрос на услуги по продаже билетов в Интернете. Ирина Данненберг признает, что интернет-продажи рассчитаны на «более продвинутых граждан России». «Конечно, пенсионерам сложно привыкнуть к нововведениям, но они и летают нечасто», – добавляет представитель «Аэрофлота». «Спектр широк, – соглашаются в РЖД. – От студентов до бизнесменов и служащих». А Сергей Быхал говорит, что спрос на услуги по онлайн-бронированию уже достаточно велик. «Те, кто заказывает билеты через Интернет, получают 5%-ную скидку. К концу года мы рассчитываем, что в Сети будет продаваться каждый 20-й билет», – отмечает представитель авиакомпании.

Петр Канаев

Взгляд