19.07.2006

Подмосковье взялось за кинотеатры. Областное правительство разработало программу возрождения кинопроката



Вслед за Москвой внимание на муниципальные кинотеатры обратили и подмосковные чиновники. Правительство Московской области разработало программу реорганизации этих кинотеатров, уже выбраны и основные инвесторы: принадлежащее властям ОАО "Мособлфильм" и частное ООО "Мособлкиновидеосервис", которые планируют реконструировать до 10 муниципальных кинотеатров каждый. А федеральные сети не спешат осваивать подмосковный рынок кинопоказа, объясняя это тем, что открывать кинотеатры в большинстве подмосковных городов нерентабельно.




Сейчас в Подмосковье из 70 муниципальных кинотеатров 26 являются муниципальными учреждениями культуры, дотируемыми из бюджетов муниципальных образований, 18 переданы в долгосрочную аренду, восемь закрыты, остальные имеют статус муниципальных унитарных предприятий.

"Комплексную программу "Создание и развитие сети кинокультурных центров Подмосковья на 2005-2008 годы" областное правительство утвердило еще год назад. Она предполагает реконструкцию 50 муниципальных кинотеатров.

По словам начальника управления искусств и кинематографии министерства культуры Московской области Галины Перепелковой, уже выбраны два инвестора: ОАО "Мособлфильм" и ООО "Мособлкиновидеосервис".

Учредителем "Мособлфильма" стала "Московская областная инвестиционно-трастовая компания". "Это государственная компания, на 100% принадлежащая министерству имущественных отношений Московской области. А в конце этого года "Мособлфильм" станет полностью принадлежать министерству имущества",- говорит директор "Мособлфильма" Андрей Николаев.

Изначально реализацией программы должно было заниматься только ОАО "Мособлфильм", которое должно было выкупить кинотеатры у муниципалитетов, но многие главы администраций не захотели продавать кинотеатры, а предпочли сдавать их в аренду. Этим и объясняется появление новой структуры - ООО "Мособлкиновидеосервис", рассказывает Перепелкова из министерства культуры Московской области.

По ее словам, по условиям участия в программе "Мособлкиновидеосервис" арендует кинотеатры на 49 лет. Соучредителем и соинвестором"Мособлкиновидеосервиса" стала Юлия Чупретова, владелица московской сети кофеен "Александрия", остальные акционеры не раскрываются. Почему участником программы стала именно эта структура, Перепелкова не объяснила. Не стали обсуждать, как вписались в программу, и в "Мособлкиновидеосервисе".

Область на двоих

Оба инвестора уже приступили к реализации программы.

По словам Андрея Николаева, "Мособлфильм" уже приобрел на аукционах муниципальных образований четыре кинотеатра - в Шатуре, Рошале, Пушкине и Чехове. До конца 2008 года "Мособлфильм" планирует выкупить и отреставрировать около 25 кинотеатров. В среднем инвестиции на реконструкцию каждого кинотеатра составят $1 млн. Кинотеатры будут состоять минимум из двух залов.

Финансироваться проект будет из средств областного бюджета.

Николаев отметил, что кинотеатры не передадут в управление крупным федеральным киносетям, "Мособлфильм" сам будет оператором создаваемой сети. Какой кинопрокатчик будет поставлять фильмы в новую сеть, пока неизвестно.

В "Мособлкиновидеосервисе" также уже определились с первым кинотеатром, который предполагается реконструировать уже к концу этого года.

"Первым будет кинотеатр в Павловском Посаде, также мы уже определились еще с шестью кинотеатрами, с которыми сейчас ведутся переговоры",- рассказывает директор "Мособлкиновидеосервиса" Андрей Чернов. По его словам, кинотеатры будут реконструированы в двух-трехзальники. "Мособлкиновидеосервис" планирует обойтись меньшими средствами, чем госкомпания: в среднем в каждый кинотеатр будет вложено по $500 тыс. Экономия, по словам Чупретовой, будет обеспечиваться за счет лизинга и аренды большей части оборудования, а также сопутствующих услуг. Чернов уверен в успехе проекта. "Крупным киносетям инвестирование в реконструкцию кинотеатров в подмосковных городах с населением в 25 тыс. показалось неинтересным, а в крупных городах с населением около 150 тыс. кинотеатры уже присутствуют,- рассказывает Чернов.- Между тем никакой инфраструктуры развлечений в 25-тысячных подмосковных городах нет.

Многие люди едут за 20-30 км в Москву, чтобы просто посмотреть фильм'BB.

Федералам неинтересно

Участники рынка не хотят связываться с муниципальными кинотеатрами. "С муниципальными кинотеатрами очень тяжело с точки зрения бюрократии, зачастую они назначают сумасшедшие коммерческие ставки, объекты получаются большими - по 3-4 тыс. кв.

м, а реально используется лишь 1,5 тыс. кв. м",- рассказывает управляющий директор сети "Центрфильм" Андрей Рудюк. Намного легче зайти в торговые комплексы, которые сейчас строятся в Клину, Сергиевом Посаде и Электростали, считает он. Крупной киносети было бы интересно поучаствовать в таком проекте, если ей предложат 10 городов пакетом вместе с поддержкой обладминистрации, считает гендиректор компании DVI Cinema Владимир Федоров.

АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВА

Деловая газета "Бизнес"