20.07.2006

Поощрения задним числом. В России система поощрения менеджмента с помощью опционов только набирает обороты



Менеджеры почти трети американских компаний манипулируют с опционами на акции, чтобы получить дополнительную прибыль. В России система поощрения менеджмента с помощью опционов только набирает обороты. Какие махинации могут возникнуть на этом поле, пока сказать трудно – законодательно эта сфера в России никак не регулируется.

Опцион – это система стимулирования наемных работников, прежде всего топ-менеджеров. Суть ее в следующем: компания берет перед сотрудником обязательство через определенный срок продать ему свои акции по заранее оговоренной фиксированной цене. Если к сроку реализации опциона цена акций выросла, можно их выкупить и получить доход от роста капитализации компании. Эта схема выгодна и работодателю, и наемному работнику. Компания таким образом удерживает сотрудника, ведь опционные программы рассчитаны на несколько лет. У менеджеров появляется стимул трудиться ради роста капитализации, ведь они получают возможность неплохо заработать на росте цены акций компании.

Около 30% компаний США в последнее десятилетие манипулировали опционами на акции, составляющими часть вознаграждения высшего руководства. Таковы результаты исследования, проведенного исследователями из Университета Айовы и Индианы, которые цитирует агентство Reuters. Согласно полученным исследователями данным, 18,9% внеплановых опционов, дающих право на покупку акций по рыночной цене и выданных высшему руководству компаний в 1996–2005 годах, были датированы задним числом или становились предметом других манипуляций.

Особенно часто дату подделывали в компаниях технологического сектора, небольших фирмах и в компаниях, акции которых высоковолатильны, то есть неустойчивы в цене.

Махинации с датировкой были наиболее распространены до тех пор, пока Комиссия по ценным бумагам и биржам США в 2002 году не ужесточила законодательство, обязав руководителей сообщать об опционах не позднее чем через два дня после их получения. «Думаю, поймают меньшую часть компаний, которые участвуют в манипуляциях. То есть, мы никогда не увидим весь айсберг», – цитирует Reuters слова одного из исследователей. На Западе топ-менеджеров уже более тридцати лет поощряют опционами. Эта система позволяет напрямую увязать результаты работы людей с результатами работы компании в целом. Фактически опционы превращают наемного менеджера в собственника. В России опционы начали становиться популярными лишь в последние два-три года.

За столь недолгую историю внедрить у себя систему опционов успели уже многие фирмы. Так, с их помощью менеджеров поощряют, например, в «Вымпелкоме», МТС, «Вимм-Билль-Данне», шинной группе «Амтел», РАО ЕЭС и других компаниях. Только в этом году о введении опционных программ для топ-руководства заявили «Пятерочка», «Объединенные машиностроительные заводы», ОАО «Концерн «Ситроникс» («дочка» АФК «Система»), ОАО «Завод «Красное Сормово», «Глория Джинс» и другие компании. Готовит опционную программу группа «Промышленные инвесторы», контролирующая ОАО «Дальневосточное морское пароходство».

Однако далеко не во всех компаниях система опционов находит поддержку у акционеров. Так, менеджмент РАО ЕЭС не один год пытался внедрить опционную программу для менеджмента, пока наконец в 2005 году совет директоров не согласился ее одобрить. А усилия руководства «Газпрома» в этом направлении пока и вовсе безрезультатны, хотя разговоры об опционной программе ведутся с 2004 года.

Последний раз введение такой системы поощрения для топ-менеджмента обсуждалось советом директоров газовой монополии в апреле. На трехлетнюю опционную программу предлагалось выделить 0,025–0,06% (6–14,4 млн штук) акций стоимостью $17,1–41,1 млн, или $2,86 за акцию, — по этой цене ее участники могли бы выкупить бумаги в 2008 году. Но чиновники, входящие в совет директоров, посчитали эти запросы слишком нескромными.

Пока, рассматривая опционные системы поощрения менеджмента, акционеры российских компаний не принимают в расчет возможные будущие махинации. В России ситуация с опционами никак законодательно не регулируется. «Это личное дело компаний», – пояснили «Газете.Ru» в Федеральной службе по финансовым рынкам.

«Не думаю, что у российского менеджмента возникнет желание совершать какие-либо махинации, – считает директор Prosperity Capital Management Александр Бранис. – Это связано с тем, что у нас нет привязки опциона к рыночной цене акций – она изначально зафиксирована в договоре. Поэтому злоупотреблений возникнуть не должно».

Однако именно тот факт, что опционы никак не регулируются законодательством, может привести к злоупотреблениям. При этом такие действия трудно будет счесть незаконными, поскольку «статьи» для них еще не придумали. //Мария Карпова

Газета.RU