20.07.2006

Минтранс отправляет из Москвы в Петербург первую тройку. Новую дорогу построят Siemens, Alstom или Bombardier



Министр транспорта Игорь Левитин объявил участников инвестконкурса на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Петербург. По данным Минтранса, это ведущие мировые производители подвижного состава Alstom, Siemens и Bombardier. Любопытно, что в списке нет российского ЗАО "Трансмашхолдинг", которое с ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) создает СП для реализации проекта. Таким образом, отечественным машиностроителям государство отводит лишь скромную роль координатора.

Вчера Siemens и Deutsche Bahn (DB) провели презентацию своих проектов в высокоскоростном железнодорожном сообщении перед Минтрансом, Минэкономразвития и ОАО РЖД. Министр транспорта Левитин по итогам встречи заявил, что она стала продолжением переговоров с Siemens и DB о сотрудничестве в этом вопросе. Соответствующий меморандум германские компании подписали с Минтрансом и ОАО РЖД в середине июня. Но вчера выяснилось, что Siemens и DB не единственные инопретенденты на участие в проекте. Игорь Левитин заявил, что по поводу финансирования строительства магистрали переговоры ведутся и с французской Alstom и канадской Bombardier. Претенденты должны сформировать инвестиционные пулы, конкурс по выбору инвестора пройдет в 2007 году. Победитель вместе с Минтрансом подготовит заявку на финансирование из средств инвестфонда. В 2000 году стоимость всего проекта оценивалась в $5 млрд, но пока в Минтрансе избегают любых оценок.

Представители Siemens вчера отказались раскрывать суть своих предложений. Пресс-секретарь Alstom Клотильда Прово рассказала Ъ, что руководители компании 5 июля обсуждали проект высокоскоростной дороги Москва–Петербург с Игорем Левитиным. "Однако тендер на участие в проекте еще не объявлен, и мы пока не направляли российской стороне официального предложения о сотрудничестве",– заявила госпожа Прово. В головном офисе Bombardier не подтвердили и не опровергли переговоры с российской стороной.

Поскольку главной в проекте становится иностранная компания, в нем снижается роль АО "Скростные магистрали". Эту фирму создают ОАО РЖД (75% минус одна акция) и ЗАО "Трансмашхолдинг" (25% плюс одна акция), крупнейший в России производитель железнодорожного подвижного состава. Господин Левитин пояснил Ъ, что "Скоростные магистрали" будут "управляющей компанией" проекта, вместе с иностранцами она будет готовить инженерную документацию по магистрали. В ОАО РЖД участие машиностроителей в проекте комментируют еще более сдержанно. "'Скоростные магистрали' еще не управляющая компания, это просто проектный офис, где 'Трансмашхолдинг' выступает консультантом",– поясняют в ОАО РЖД. Более того, Игорь Левитин безапелляционно заявил, что техникой новую магистраль обеспечит иностранный участник проекта. "Производство поездов можно локализовать в России на 70%, площадку подберем",– пояснил министр. Но возможность такого развития событий сомнительна: у России уже есть неудачный опыт попытки разместить в стране выпуск современных электропоездов Siemens. После полутора лет переговоров ОАО РЖД решило просто купить восемь поездов Velaro RUS немецкого производства, хотя сначала речь шла об их выпуске в России. В "Трансмашхолдинге" перспективы своего участия в проекте в свете позиции Минтранса не комментируют. Но в компании не скрывают, что магистраль Москва–Петербург ей интересна в первую очередь в плане поставок подвижного состава. Не исключено, что если проект будет реализован по схеме чиновников, "Трансмашхолдинг" из него выйдет.

АЛЕКСАНДРА Ъ-ГРИЦКОВА, АЛЕКСАНДРА Ъ-СИМОНЕНКО

КоммерсантЪ