21.07.2006

"Свободных" названий становится всё меньше



На днях Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) решил два прецедентных дела в сфере интеллектуальной собственности. Он признал незаконными отказы палаты по патентным спорам Роспатента отменить регистрацию товарного знака "AMRO Невское", напоминающего пиво "Невское", и знака LIVIA, внешне очень схожего с косметической маркой NIVEA.

Таким образом, президиум ВАС поставил вне закона многолетнюю практику Роспатента по регистрации товарных знаков, сходных до степени смешения с известными марками не только в отношении однородных товаров, но и в отношении сопутствующих.

По словам экспертов, проблема схожести товарных знаков в настоящее время достаточно актуальна, а придумать что-то радикально новое становится всё сложнее.

Например, разработка нейма для хмельного мёда у рекламного агентства ASGARD заняла два месяца. И, как говорит Давид Авакян, арт-директор ASGARD, название Dedov «по счастью, оказалось свободным».

Разработка нейма для заказчика в рекламных агентствах идёт примерно по одной схеме. После работы самих специалистов агентства, список разработанных названий передаётся патентному поверенному на первоначальную проверку по специальной электронной базе – на наличие/отсутствие таких же или «схожих до степени смешения названий». Если нейм проходит первоначальную проверку, то за ней следует проверка основная.

Как рассказал AdLife.spb.ru Давид Авакян, может возникнуть такая ситуация, что товарный знак с тем же именем ещё не зарегистрирован, но заявка на его регистрацию уже подана. «Поэтому если наша заявка будет не первой, то наш товарный знак не зарегистрируют», - поясняет он.

Только когда товарный знак прошёл оба этапа проверки, его можно регистрировать.

При проверке и регистрации нового товарного знака заказчик может пойти двумя путями: либо доверить всё это рекламному агентству, либо заниматься этим самостоятельно.

За первоначальную проверку заказчик заплатит патентному поверенному минимум $200, а регистрация обойдётся в среднем в $1000. Однако в большинстве случаев заказчик оставляет проверку и регистрацию агентству.

Рекламные агентства, разрабатывающие неймы для своих клиентов, от совпадения собственных названий тоже не застрахованы. Так в Петербурге, например, существуют РА Great и мебельный центр Great, рекламное агентство ASGARD и pr-агентство «АСГАРД».

Но сами рекламщики судиться не спешат по разным причинам.

«Great – это превосходная степень, поэтому регистрировать это название вообще нельзя, а, следовательно нельзя и предъявлять претензии к организациям с таким же названием. Поэтому у нас с мебельным центром нет друг к другу претензий», - прокомментировал Иван Квасов, криэйтор рекламного агентства Great.

А вот с ASGARDом ситуация несколько иная. В данном случае и ASGARD, и ООО «АСГАРД» -зарегистрированные названия. Однако, несмотря на явную схожесть звучания, написание одного названия кириллицей, а другого латиницей по российскому законодательству позволяет зарегистрировать оба нейма.

«Таковы издержки нашего законодательства, - комментирует Давид Авакян. – Судиться по этому поводу бессмысленно, поэтому единственное, что нам остаётся, это с самого начала ставить своих клиентов в известность о существовании ООО «АСГАРД»».

adlife.spb.ru