21.07.2006

Разворот оборота. В скором времени из ассортимента аптек могут исчезнуть настойки, биологически активные добавки и частично парафармацевтика



Вступивший в силу 1 июля закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" сказался не только на производителях крепкого алкоголя и парфюмерии, но и на участниках фармрынка. В скором времени из ассортимента аптек могут исчезнуть настойки, биологически активные добавки и частично парафармацевтика. Фармдистрибуторы оформляют лицензию на хранение спиртосодержащей непищевой продукции, однако пока ни одному из опрошенных "Бизнесом" дистрибуторов не удалось получить разрешительных документов - оптовики возвращают спорную продукцию производителям и до получения бумаг отказываются поставлять ее в аптеки.
Поправки в федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" вступили в силу 1 июля этого года и уже ударили сразу по двум отраслям- алкогольной и парфюмерной (продукция последней была приравнена к алкогольной, как содержащая более 1,5% спирта). У производителей крепких напитков и духов возникли проблемы с внедрением ЕГАИС, кроме того, затраты на оформление лицензий (250 тыс. руб.) и внедрение ЕГАИС (около $6 тыс., без учета ежемесячной абонентской платы $1 тыс.) стали неподъемными для ряда производителей и мелких дистрибуторов парфюмерии.
Как стало известно "Бизнесу", "спиртовой" закон отразился и на игроках фармацевтического рынка. Согласно его тексту, несмотря на то что действие закона не распространяется на лекарственные средства, все фармдистрибуторы вынуждены оформлять лицензию на закупку, хранение и поставку спиртосодержащей продукции.
Как сообщил "Бизнесу" исполнительный директор дистрибуторской компании "АптекаХолдинг" Игорь Варламов, сейчас компания временно отказалась от поставок в аптеки всей нелекарственной спиртосодержащей продукции: настоек, биологически активных добавок, парафармацевтики. "Мы заблаговременно стали оформлять лицензию и начали сбор документов для ее оформления, еще месяц назад подали заявление в главное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, однако до сих пор никакой реакции не было. Поэтому спиртосодержащие товары мы временно исключили из своего ассортимента, а тот товар, который не успели отгрузить в аптеки, вернули производителям",- говорит Варламов. Топ-менеджер крупной парфюмерной компании, прошедшей весь процесс оформления документов на лицензию, указывает, что фармацевты находятся на начальной стадии этого процесса: разрешение от Ростехнадзора - лишь один из необходимых документов, который следует представить в ФНС, и оформляется в первую очередь.
В пресс-службе лидера рынка фармдистрибуции ЦВ "Протек" "Бизнесу" также подтвердили, что в данный момент оформляют лицензию для торговли той продукцией аптечного ассортимента, которая не зарегистрирована как лекарственное средство, но содержит более 1,5% спирта в единице готовой продукции. "Это различные лосьоны, косметические средства, биологически активные добавки в виде сиропов и настоек (общая доля такой продукции в ассортименте нашей компании - 4%). В настоящее время мы остановили закупку и реализацию этих препаратов",- заявили в ЦВ "Протек".
Остановку отгрузки дистрибуторам спиртосодержащих БАДов подтвердила директор московского представительства компании "Эвалар" (производит БАДы, 20% которых спиртосодержащие) Наталья Прокопьева: "Поскольку ни один из фармоператоров пока не получил лицензию, реализация такой продукции остановлена на неопределенный срок". По информации Прокопьевой, производители спиртосодержащих БАДов, в отличие от дистрибуторов, уже начали получать новые лицензии на производство.
Исследовательское агентство ЦМИ "Фармэксперт" оценивает российский рынок спиртосодержащей нелекарственной фармпродукции в $70 млн, рост сегмента в 2005 году составил 47,2% и превысил общий рост фармрынка.
"Впрочем, на самом аптечном рынке это вряд ли отразится серьезно: место спиртосодержащих БАДов на полках аптек займут аналогичные препараты, зарегистрированные как лекарственные средства.
Например, настойка "Сабельник" у разных производителей зарегистрирована по-разному: у одних - как БАД, у других - как лекарственное средство. Так что проблема с временным отсутствием лицензии у фармдистрибуторов скажется только на отдельных производителях БАДов",- рассуждает руководитель аналитического департамента ЦМИ Давид Мелик-Гусейнов. Гендиректор DSM Group Александр Кузин не исключает, что часть фармдистрибуторов не захотят тратиться на оформление "спиртной" лицензии: "В ассортименте оптовиков такая продукция занимает очень малую долю и скорее является дополнительным сервисом для аптек, чем серьезной составляющей бизнеса фармдистрибутора. Что касается производителей такой продукции, то для них, возможно, аптеки перестанут быть главным каналом сбыта, их место займет продуктовая розница".

АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Деловая газета "Бизнес"