24.07.2006

МТС не хватило трубок. Компания заморозила развитие сервиса i-mode



МТС не смогла сделать популярным в России сервис i-mode, которым пользуются десятки миллионов японцев. За 10 месяцев с момента запуска этого сервиса им воспользовались всего 100 000 абонентов. В компании валят вину на поставщиков телефонов с поддержкой i-mode: таких трубок на российском рынке оказалось слишком мало. Но другие участники рынка считают, что проект был обречен на провал с самого начала.

О планах МТС запустить i-mode — самый популярный в Японии сервис для работы с мобильным Интернетом — стало известно в декабре 2004 г. Тогда оператор подписал с владельцем лицензии на этот сервис — NTT DoCoMo эксклюзивное соглашение, позволяющее внедрить его в России. В коммерческую эксплуатацию i-mode был запущен в сентябре 2005 г. МТС рассчитывала, что новым сервисом заинтересуются высокодоходные абоненты, которые будут платить за i-mode $3-4 в месяц. Уже в 2006 г. сервисом будут пользоваться сотни тысяч человек, надеялось руководство оператора.

Но ожидания не оправдались, признает пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин. В декабре 2005 г. новым сервисом пользовались 10 000 человек, а сейчас, по его словам, около 100 000 человек. Впрочем, ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что реальных пользователей i-mode еще меньше: для пользования i-mode необходим специальный телефон, которых в России было продано всего 42 000. По словам Алявдина, МТС прекращает инвестировать в развитие i-mode, сворачивает рекламную кампанию и уже закрыла сайт, посвященный i-mode. Компания анализирует ситуацию, ведет переговоры с NTT DoCoMo и до сентября не будет предпринимать никаких активных действий по развитию i-mode, рассказывает он, уточняя, что те, кто подключился к сервису ранее, по-прежнему смогут им пользоваться.

Объем инвестиций в проект представители МТС не раскрывают. По подсчетам аналитика iKS-Consulting Максима Савватина, компания потратила на запуск сервиса около $20 млн, а доход от него составлял всего около $150 000 в месяц — таким образом, за 10 месяцев МТС вернула всего 7,5% вложенных средств. А Муртазин считает, что МТС пришлось списать в убыток около $25 млн.

Главной причиной неудачи Алявдин считает дефицит “интересных передовых моделей телефонов с поддержкой i-mode”. Пока в России продаются всего семь таких моделей — это трубки Samsung, Nec и LG. Но и этот нехитрый ассортимент можно было найти только в одной дилерской сети — “Связном”, не считая центров продаж самой МТС, замечает руководитель отдела по связям с общественностью сети сотовых салонов Dixis Татьяна Москалева. Руководитель отдела по связям с общественностью “Связного” Елена Ноготкова уточняет, что эксклюзивный договор между ее компанией и МТС действовал до 31 марта, после чего по взаимному согласию его было решено не продлевать. Сколько телефонов с поддержкой i-mode “Связной” сумел продать за период эксклюзивного сотрудничества, Ноготкова не говорит, но отмечает, что эта цифра оказалась втрое ниже запланированной.


далее...

Юлия Белоус

Ведомости