26.07.2006

Чемпионат мира по футболу оставил компьютеры вне игры. Рынок продаж ПК оказался неожиданно зависим от мирового футбола



Аналитики компании IDC констатировали, что темпы роста продаж персональных компьютеров (ПК) в Европе во втором квартале оказались в два раза ниже ожидаемых: 7% против прогнозируемых 12%. Замедление темпов роста продаж IDC связывает с чемпионатом мира по футболу, на который "отвлеклись" потенциальные покупатели компьютеров. В России, несмотря на не меньший интерес кфутболу, над рынком ПК довлеют другие факторы: приближающееся насыщение и кризис с поставками ПК и комплектующих, начавшийся в результате борьбы таможни по "обелению" рынка.
Аналитикам компании IDC удалось обнаружить неожиданный тренд. Оказалось, что в Европе продажи компьютеров во втором квартале заметно снизились, причем именно во время проведения чемпионата мира по футболу в Германии. В итоге эксперты зафиксировали, что результаты квартального роста были в два раза ниже, чем в первом квартале 2006 года, и на 5% меньше, чем прогнозируемые 12%.
Оставшиеся товарные запасы производителей с первого квартала, отмечается в обзоре, не могли так резко повлиять на падение объемов продаж компьютеров.
Российский рынок ПК и ноутбуков, по данным IDC, также рос во втором квартале, увеличившись в объеме на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив отметку в 1,5 млн проданных ПК. "Хотя, как мы и предсказывали, темпы роста рынка в целом продолжают замедляться, что обусловлено рядом объективных факторов. Но негативное влияние чемпионата мира по футболу на продажи компьютеров сказалось на нашем рынке гораздо меньше, чем на европейском",- считает аналитик IDC по рынку ПК Юрий Голдаев.
В свою очередь в "Формозе" отмечают, что падение продаж компьютеров во втором квартале - характерный тренд последних двух лет. "У нас, как и в прошлом году, продажи во втором квартале снижаются по сравнению с четвертым кварталом прошлого года примерно в два раза",- признается вице-президент компании Владимир Шаров. По его словам, рынок ПК в России приближается к точке насыщения. Подавляющее большинство тех, кто хотел купить компьютер, его купило. И число покупок на заменуустаревших моделей тоже падает, что особенно характерно для Москвы и меньше- для регионов. "На мой взгляд, проблема насыщения рынка ПК для нас гораздо важнее, чем фактор отвлечения спроса во время футбольного чемпионата, замеченный IDC",- резюмирует Шаров.
"У нас в первой половине года продажи традиционно ниже, чем во второй",- подтверждает директор по маркетингу компании K-Sistems Андрей Трофимов. По его мнению, причиной тому было наступление летнего сезона, сопровождающееся отложенным спросом. "Люди летом приобретают недвижимость, новые автомобили и делают другие крупные покупки. Откладывая менее значимые покупки - компьютер из их числа - на осень",- объясняет он. Добавляя, что рост продаж ПК, особенно в кредит, наблюдается осенью. Однако Трофимов признается, что связь чемпионата мира по футболу и падение спроса на ПК во втором квартале компанией не анализировалась.
Но если для сборщиков ПК основной проблемой остается фактор насыщения рынка и отложенный спрос, у оптовых поставщиков другая головная боль - борьба таможни с "серыми" схемами импорта, возникшая в начале этого года. "С начала года дистрибуторы испытывают проблемы с поставками товара из-за ситуации на таможне. Для российского рынка это самый серьезный фактор, влияющий на объемы продаж, поэтому говорить о чемпионате мира по футболу в такой ситуации, к сожалению, не приходится",- констатирует менеджер по продукции дистрибуторской компании MICS Ян Майзель. Об этом же говорит и менеджер по продукции группы компаний "Ланк" Сергей Понизов: "Во время чемпионата мира продажи были низкими, однако это никак не связано с мундиалем. Все оптовые дилеры испытывали перебои в поставках товара, и продукции физически было очень мало". Все что попадало на рынок, утверждает Понизов, продавалось мгновенно.

ПАВЕЛ МОРОЗ
ИВАН МАЦАРСКИЙ

Деловая газета "Бизнес"