26.07.2006

ЕГАИС для дисков. Систему контроля, аналогичную ЕГАИС, предполагается ввести на рынке аудио- и видеопродукции



Систему контроля, аналогичную ставшей печально знаменитой "алкогольной" ЕГАИС, предполагается ввести на рынке аудио- и видеопродукции.
Как стало известно "Бизнесу", петербургские чиновники инициировали создание некоммерческого партнерства (НП) ОКО, в которое вошла часть местных производителей и продавцов. Все члены НП обязуются клеить на CD и DVDдиски "добровольную учетную марку", функционально напоминающую алкогольную акцизную марку нового образца.
НП "Организация контроля, охраны и коллективного управления авторскими и смежными правами" (НП ОКО) было создано два месяца назад. Учредителем НП стал Фонд поддержки программ Федеральной службы безопасности. Принципиальное решение о создании партнерства было принято 26 апреля на совещании в Смольном, рассказывает один из участников рынка. "На совещании присутствовали представители прокуратуры, УБЭП ГУВД, УФСБ и других правоохранительных органов. Было решено предложить правообладателям и добросовестным производителям аудио- и видеопродукции добровольно объединиться в некоммерческое партнерство и наклеивать на свою продукцию специальные марки",- рассказывает директор НП Павел Альтов. Система петербургского "аудиовидеоакциза" напоминает Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), которая с 1 июля должна действовать на алкогольном рынке: марки предполагается наклеивать на оптовых складах, а данные будут вводиться в единую ИТ-систему. Ее разработала петербургская компания "Софт-баланс".
По словам Альтова, марка будет содержать данные о правообладателе, производителе, лицензионные документы, дату продажи диска с оптового склада в розницу, данные розничного продавца и сотрудника НП ОКО, выдавшего марку.
Альтов объясняет инициативу НП необходимостью борьбы с нелегальной продукцией: "По нашим данным, в месяц в Петербурге реализуется 4-6 млн штук DVD и CD, при этом на контрафакт приходится до 90%". По его словам, в НП уже вошли розничные сети "Айсберг", "Т и компании", "Десятка", "Киномир" и "Блокбастер", а также производители "DVD-магия", "Вокс-видео", Universal Pictures Rus, Universal Music Russia и "Торнадовидео". Из оптовиков к НП подключился "Торгком", "с другими складами ведутся переговоры", говорит Альтов. Он отмечает, что на складе "Торгкома" с начала июля уже наклеены 150 тыс. марок. Себестоимость марки - примерно 50 коп.
"Сейчас программу инвестирует НП ОКО, в дальнейшем инвестировать будут склады и розничные сети за счет добровольных взносов в размере 15 тыс. руб. в месяц",- говорит Альтов.
В пресс-службе комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности администрации Санкт-Петербурга подтвердили существование НП ОКО, однако отметили, что вопросы, касающиеся функций и обязанностей НП, "находятся на стадии согласования в Смольном". Участие в программе также подтвердил гендиректор сети "Айсберг" Сергей Колесников и представитель сети "Десятка". Гендиректор Universal Music Russia Дмитрий Коннов не подтвердил, но и не опроверг участие компании в НП.
Президент ассоциации "Русский щит" (занимается защитой авторских прав на компьютерном рынке) Юрий Злобин знаком с инициативой НП. "Но большая часть правообладателей не готовы вступать в некоммерческое партнерство в отдельном регионе. Предпочтительнее работать с одним партнером по всей стране",- говорит Злобин. Впрочем, он указывает и на проблемы, к которым может привести введение такой системы. "Маркирование требует затрат - до $1 за диск, что удорожает продукт. Может не хватать марок, тогда на рынке возникнет дефицит легальных дисков". Злобин проводит параллель с нововведениями на алкогольном рынке, где из-за технических сбоев ЕГАИС и нехватки акцизных марок нового образца производство и продажа алкоголя в стране практически остановились.
Председатель совета директоров концерна "Группа Союз" Александр Менн указывает на еще одну проблему: "Непонятно, как будут продавать в Петербурге диски, которые поставляются из других регионов.
Они есть в ассортименте всех федеральных ритейлеров, в том числе, например, "Ашана", Metro, у нас. Сейчас сети ведут переговоры с НП ОКО, чтобы им не надо было использовать дополнительную маркировку".
Федеральные чиновники готовы поддержать инициативу петербургских коллег. Председатель думского комитета по экономическойполитике Валерий Драганов говорит, что введение "похожей на ЕГАИС" системы контроля в области продаж аудио- и видеопродукции "уже обсуждалось". "Пришло время внедрять такие системы защиты не только в качестве эксперимента, но и повсеместно. Нужно, чтобы потребитель не оплачивал установку дополнительных механизмов защиты. Все издержки должен взять на себя производитель либо бюджеты",- говорит Драганов. Впрочем, начальник отдела по защите интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службы Сергей Шурыгин призывает коллег не торопиться: "Прежде чем вводить аналогичную ЕГАИС систему в отношении других видов товаров, нужно до конца отладить ее в секторе производства и продажи алкоголя".

АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВА
АРИНА ШАРИПОВА

Деловая газета "Бизнес"